Бойронская школа


Бойронская школа, также Бойронская художественная школа (нем. Beuroner Schule) — организованная группа художников, образовавшаяся при Бойронском аббатстве близ города Зигмарингена в южной Германии, в 1868 году с целью реформирования и обновления католического церковного искусства. В значительной мере школа ориентировалась на ранние образцы христианского искусства — египетские коптские и византийские. В значительной степени в своих попытках оживить традиции христианского искусства и создать новые религиозные живопись, скульптуру и архитектуру они опирались на творчество назарейцев.

Основателями Бойронской школы были бенедиктинские братья, патер Дезидерий (Петер) Ленц — художник, скульптор и архитектор, аббат Маурус Вольтер, а также патер Габриель (Якоб) Вюгер и патер Лукас (Фридолин) Штейнер. Дезидерий Ленц получил от княгини Катерины фон Гогенцоллерн-Зигмаринген заказ на строительство капеллы св. Мавра в Бойроне и для его выполнения в 1868—1870 годах привлёк к работам своих друзей и единомышленников. В результате все трое вступили в Бойронское аббатство. Также втроём они работают в 1874—1879 годах над росписью помещений в старейшем бенедиктинском монастыре, в Монтекассино. Другим выдающимся произведением этих церковных художников было создание капеллы Прощения (Gnadenkapelle) в Бойроне, уже при участии также патера Паулуса Кребса. Художественные картины, созданные этими мастерами, сохранились также на стенах зданий в Бойроне — например, многочисленные изображения ангелов на территории построек монастырского двора. Также одна из картин находится на «доме Шефера», напротив монастырского двора — кисти Карла Каспара (1910 год), одного из крупнейших представителей сакрального искусства первой половины XX века.

Согласно исследованиям немецких историков-искусствоведов, например, Губерта Кринза (Тюбингенский университет), изыскания и работы Бойронской школы не нашли заслуженного признания в католических церковных кругах. Процесс отказа от него начался ещё около 100 лет назад, и многие произведения были впоследствии заменены на созданные позднее подобные им в стиле модернизированного барокко.

Среди прочих представителей Бойронской школы следует назвать Виллиброрда Яна Веркаде (1868—1946), принадлежавшего также к художественному направлению наби. Он познакомился с Дезидерием Ленцем в Праге, во время работ по украшению там собора св. Гавриила. Позднее традиции Бойронской школы продолжил своими работами брат Ноткер Беккер (1883—1978).

Значительное количество проектов школы не были использованы и сохранились в эскизах — в собраниях в Германии, Австрии, Чехии, США и в других странах.