Сельмерсхайм, Тони


Тони Сельмерсхайм, Жозеф Поль Антони Сельмерсхайм (фр. Tony Selmersheim, Joseph Paul Anthony Selmersheim; 2 июня 1871, Сен-Жермен-ан-Ле — 16 августа 1971, Юсси-сюр-Марн, Сена и Марна) — французский архитектор, декоратор интерьера и проектировщик мебели периода модерна.

Жозеф Поль Антони Сельмерсхайм родился 2 июня 1871 года в Сен-Жермен-ан-Ле, городе на реке Сене, в 19 км к западу от Парижа. Его родителями были Антуан Поль Сельмерсхайм, архитектор-реставратор, и Мадлен (или Мария) Викторина Луиза Эжени Напль. Брат — Пьер Сельмерсхайм.

В 1890 году Жозеф Поль Антони (в семье его звали кратко Тони) поступил в Национальную школу декоративных искусств, курс которой закончил, обучаясь в классах Эжена Грассе. В 1895 году в Салоне национального общества он представил проект библиотеки технической литературы, что было весьма необычно для художественных салонов того времени.

В 1895 году Сельмерсхайм организовал и возглавил «Общество пяти» (Société des cinq: Тони Сельмерсхайм, Феликс Обер, Александр Шарпантье, Жан Дамп и Этьен Моро-Нелатон), целью которого было обновить процесс проектирования мебели с учётом новых материалов и технологий). В 1896 году архитектор Шарль Плюме присоединился к «Société des cinq», которое сначала превратилось в «Société des Six», а с 1897 года с приходом других членов (в том числе Луи Сореля, Анри Нока и Анри Соважа) в объединение «Искусство во всём» (l’Art dans Tout), ассоциацию архитекторов, декораторов и скульпторов, которые стремились обновить декоративное искусство в период с 1896 по 1901 год.

Как архитектор Тони работал вместе с Шарлем Плюме и Морисом Дюфреном, в том числе для художественной галерее «Современный дом» (La Maison Moderne), открытой в Париже в 1899 году Юлиусом Мейером-Грефе. В выставочных залах галереи были представлены комнаты, оформленные в «новом стиле», или в стиле «модерн», такими мастерами как Анри ван де Велде и Виктор Орта[4].

К началу XX века партнёрство Сельмерсхайма и Плюме стало ведущим в Париже. Художники попытались объединить британские и бельгийские стилевые инновации с французским вкусом. Однако здания, которые они вместе проектировали, не были особенно новаторскими, если не считать добавления криволинейного орнамента в стиле «удара бича», что было ново для того времени[5].