Ван де Велде, Анри


Анри ван де Велде (нидерл. Henry van de Velde ([ɑ̃ˈri vɑndəˈvɛldə]), полное имя — Анри или Хенри Клеменс ван де Велде (нидерл. Henry Clemens van de Velde), также Хенри ван де Велде[6], Анри ван де Вельде[7]; 3 апреля 1863, Антверпен, Бельгия — 25 октября 1957, Цюрих, Швейцария) — бельгийский архитектор, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства и художественный критик, один из родоначальников стиля ар-нуво[8][9].

Анри ван де Велде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. В 1880—1882 годах учился живописи в Королевской академии изящных искусств в Антверпене у Мари Шарль Верла́. В 1884—1885 годах продолжал учёбу в Париже у Каролюса-Дюрана.

Когда ему было двадцать два года, после посещения Барбизона Анри, по примеру французских «барбизонцев», переехал в отдалённую деревушку Вехельдерзанде (Wechelderzande) близ Лилля (провинция Антверпен). Там, поселившись в гостевом доме «De Keizer», вопреки навязанному брюссельской школой академизму, он стал писать простые сельские пейзажи и портреты местных жителей. Затем переехал в Ноордеркемпен, где также формировалась своеобразная колония художников[10].

Ранние картины ван де Велде написаны под непосредственным воздействием пуантилизма Жоржа Сёра, который в те годы, не получив признания во Франции, часто показывал свои картины на выставках в Бельгии. Живопись ван де Велде до 1900-х годов представляла собой соединение дивизионизма (пуантилизма), символизма и декоративной стилизации изогнутых линий, заимствованных из поздних картин Ж. Сёра, предвещающих орнаментику стиля ар нуво[11].

В 1884 году Анри ван де Велде участвовал в первой выставке Общества Независимых художников (Société des Artistes Indépendants) в Париже. В 1889 году ван де Велде стал членом бельгийской группы художников Общество XX (Les XX). На выставках Общества можно было увидеть картины Поля Гогена, Камиля Писсарро, Анри де Тулуз-Лотрека. После того, как Винсент Ван Гог представил некоторые работы на ежегодной выставке общества, ван де Велде стал одним из первых художников, на которых Ван Гог оказал существенное влияние. Он посетил вдову Тео Ван Гога, брата недавно умершего Винсента. Он получил хорошее представление почти обо всём творчестве художника и понял, что он никогда не достигнет такого ошеломляющего уровня как живописец[12].