Леже, Фернан


Жозе́ф Ферна́н Анри́ Леже́ (фр. Joseph Fernand Henri Léger; 4 февраля 1881[1], Аржантан, Франция[2][1] — 17 августа 1955[2][3][…], Жиф-сюр-Иветт, Франция[1]) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.

Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в городе Аржантан, департамент Орн. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

В 1890—1896 годы Леже учился в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре, а в 1897—1899 годы — на архитектора в Канне. В 1900 году он переехал в Париж, где получил работу чертежника у архитектора. После военной службы с 1902 по 1903 год во 2-м саперном полку в Версале, Леже пробовал поступить в Высшую школу изобразительных искусств, но после получения отказа начал обучение в Высшей школе декоративного искусства. Помимо этого он посещал вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана. Леже серьёзно начал работать художником только в 25 лет, и в его ранних работах было заметно влияние импрессионизма.

В 1904—1907 году Леже совместно со своим земляком Андре Маром снимал мастерскую, и работал у архитектора и ретушером у фотографа. Зиму 1907 году из-за болезни он провёл у друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращался. На его последующее творчество оказало заметное влияние посмертная выставка Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году.

В 1908 голу Леже поселился в «Улье», где познакомился с Александром Архипенко, Лораном, Жаком Липшицем, а позже с Хаимом Сутиным, Марком Шагалом, Жюлем Эли Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Блез Сандраром и другими. Некоторые из них стали его друзьями. Художник принимал участие в Осеннем салоне. Познакомился с художником-примитивистом Анри Руссо — Таможенником. С 1909 года Леже примкнул к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений стали всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходил от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимали социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.