Сутин, Хаим Соломонович


Ха́им Сути́н (фр. Chaïm Soutine, идиш חײם סוטין‎, белор. Хаім Суцін; имя при рождении — Ха́им Соломо́нович Су́тин (идиш חיים סאלאמאנאוויטש סוטין‎, белор. Хаім Саламонавіч Суцін; 13 января 1893[1], Смиловичи, Минская губерния[2][3] — 9 августа 1943[4][5][…], XVI округ Парижа[6]) — белорусский и французский живописец еврейского происхождения[7]. Один из крупнейших мастеров «Парижской школы».

Внешне Сутин был некрасив: сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжёлой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера. Копна жёстких, тёмных волос, постриженных по-крестьянски в кружок, скрывала низкий лоб и большие оттопыренные уши. Выразительные, глубоко посаженные тёмные глаза под набрякшими, покрасневшими веками смотрели исподлобья. У него был толстый нос с узкой переносицей и полные губы, он причмокивал во время разговора, и в уголках большого рта появлялись белые пузырьки. Чудная, искренняя, располагающая улыбка обнажала потемневшие, с жёлтым налётом больные зубы, и так и хотелось упрекнуть его: «Сутин, вы не почистили зубы!» Но более всего поражали его небольшие, изящные и слабые, как у ребёнка, кисти рук. Казалось невероятным, что эти руки могут писать такие мощные полотна.

Родился в 1893 или 1894 году в Смиловичах (ныне Червенский район, Минская область, Беларусь) в бедной еврейской семье и был десятым из одиннадцати детей. Отец работал портным (по другим сведениям, синагогальным служкой). С раннего детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи.

В 1907 году, чтобы освободиться от влияния семьи (родители не разделяли точку зрения сына относительно будущей карьеры художника) и не изменить своему призванию, Хаим убежал из дома в Минск. Там он посещал рисовальную школу Якова Кругера. В 1909 году Сутин и его друг Михаил Кикоин поехали в Вильно, где записались в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтали увидеть Париж.

В июне 1913 года Сутин приехал в Париж, где записался в ателье Фернана Кормона в Академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро поменял слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становился его настоящим университетом. Здесь он изучал признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценил Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов — Бах и Моцарт.