Делоне, Робер


Робе́р Делоне́ (фр. Robert Delaunay; 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник Парижской школы[4], один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма».

Когда он был ребёнком, родители Делоне развелись, и его воспитывали сестра его матери Мари и её муж Чарльз Дамур. В 1904 году предоставил шесть работ Салону Независимых. Он отправился в Бретань, где находился под влиянием Школы Понт-Авена. После службы в армии познакомился в 1908 году с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. В 1908 году Делоне становится членом группы «Золотое сечение». В 1911 году он участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене. Годы Первой мировой войны супруги Делоне провели в Испании и Португалии, в 1921 году вернулись в Париж. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже.

Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Остро чувствовал движение, ритм. С 1912 года вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришёл от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. В эстетической концепции Делоне, в отличие от теорий основоположников абстракционизма Кандинского и Мондриана, идеалистическая метафизика отвергалась; основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка[5]. Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Макке. Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913).

С началом Второй мировой войны он укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и 25 октября 1941 года скончался от рака в Монпелье в возрасте 56 лет. Его тело было перезахоронено в 1952 году в Гамбе[6].