Орфизм (искусство)


Орфизм (фр. orphisme, от фр. Orpһée — Орфей) — течение в живописи французского постимпрессионизма 1910-х годов, образованное Р. Делоне, Ф. Купкой, Ф. Пикабия, М. Дюшаном. Генетически связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом.

Название дано в 1912 французским поэтом Гийомом Аполлинером на открытии выставки Робера Делоне в Берлине в 1912 г. За год до этого одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» («Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée»). Аполлинер уподоблял воздействие живописи художников-новаторов музыке древнегреческого героя Орфея, который звуками своей лиры мог передвигать камни, усмирять волны, зачаровывать животных и растения. И, хотя Роберу Делоне это название не нравилось, с лёгкой руки Апполинера термин прижился. Делоне называл свои композиции «симультанными», т. е. основанными на одновременном контрасте тонов (вначале имелась ввиду одновременная работа красками и поэтическими текстами прямо на холсте или бумаге). Однако ритмичность и музыкальность симультанных картин, а также привлекательность имени античного героя вложили силу в новый термин [2].