Симультанизм


Симультанизм (фр. simultannisme, от фр. simultané) — совмещение в одном изображении разновременных или разнопространственных моментов[1]. Термин имеет множество значений в истории культуры: философии, психологии, филологии, культурологии, истории и теории изобразительного искусства.

Симультанность — явление, характерное для всех форм древнего, архаического и примитивного искусства. Симультанным часто называют метод работы древнеегипетского скульптора, который не синтезирует в своем представлении, а последовательно «складывает», совмещает две проекции изображения на поверхности каменного блока: вид спереди (фас) и вид сбоку (профиль). Это создает характерную «блокообразность». Подобную статую надо рассматривать таким же образом: сначала спереди, затем сбоку, после чего целостный образ возникает в воображении зрителя. Следует оговорить, что в данном случае применение термина «симультанный» спорно. Точнее было бы использовать антоним «сукцессивный» (фр. successive — последовательный, поочередный), подобно тому, как этот термин применяют в архитектуре, подразумевая специфику восприятия архитектурной композиции в концептуальном пространстве-времени[2].

Изображения фигур человека в девнеегипетском искусстве, у которых плечевой пояс развёрнут в фас, а ноги и голова показаны в профиль, представляют собой канонический способ изображения движения на плоскости. Голова действительно показана в профиль, но при этом глаз изображен фронтально; такой же способ типичен для античной вазописи. Плечевой пояс, дабы избежать непластичных ракурсов, показан фронтально, но грудь на уровне грудных мышц и живот — снова в профиль, тазовый пояс — спереди, ноги — опять сбоку. Таким образом происходит суммирование зрительных впечатлений, возникающих в процессе мысленного обхода изображаемой фигуры (динамики зрительской позиции или объекта изображения, что в данном случае одно и то же), и возникновение, вопреки расхожим представлениям, образа не плоской, а объемной, движущейся в пространстве фигуры. Знаменитый «греческий профиль», в котором контур лба и носа составляет одну, почти прямую линию (такие изображения можно видеть на древнегреческих монетах и рельефах, в рисунках на вазах), не является результатом этнической особенности древних эллинов, а возник в результате мысленного суммирования фронтальной и профильной проекций на плоскость[3].

Аналогичные приемы складывались в истории искусства в различные эпохи и в регионах, не связанных друг с другом. Знаменитый французский этнолог, философ и культуролог К. Леви-Стросс, исследовавший произведения искусства Древнего Китая, индейцев Северной и Центральной Америки, аборигенов Новой Зеландии, приводит ряд удивительных примеров «симметрично развернутых изображений»[4].