Ракурс


Ра́курс (фр. raccourci — сокращение, от лат. curtare — укорачивать, сокращать) — термин, имеющий много значений и смысловых оттенков в различных профессиях, областях жизни, научной и творческой деятельности человека: в архитектуре и изобразительном искусстве, в фотографии и кинематографе, в технике, дизайне и в быту.

В академическом определении ракурс — «сокращение размеров и формы реальных и воображаемых предметов и фигур при их удалении от глаза по законам линейной перспективы»[1]. В более широком смысле: «зрительное, кажущееся сокращение размеров и изменение формы объекта в зависимости от расстояния. В изобразительном искусстве явление ракурсного восприятия формы может быть либо досадной помехой, либо сознательным приёмом художника»[2].

Архитектор, проектирующий здание, чаще всего значительного размера, должен учитывать его зрительное восприятие в различных ракурсах с разных точек зрения в зависимости от меняющегося расстояния при движении людей, в тесноте примыкающих улиц, либо напротив, с большого расстояния на открытом пространстве[3].

Для проверки восприятия будущего здания с разных точек зрения проектировщик вычерчивает перспективные изображения либо демонстрирует заказчику компьютерную презентацию, в которой показано, как будет выглядеть объект при движении зрителя. В истории архитектуры с этой целью изготавливали деревянные, глиняные или бумажные макеты в уменьшённом размере (их неточно именовали моделями). Со временем многие архитекторы и исследователи архитектуры стали возражать против подобной практики, поскольку макет даёт вид «с птичьего полёта», а не с действительного расположения уровня глаз зрителя, то есть в реальных ракурсах.

Важное значение имеет проблема ракурсного восприятия в искусстве скульптуры. Сохранились рассказы о состязании — агоне (др.-греч. ἀγών агон — борьба) — выдающегося древнегреческого скульптора Фидия и его ученика Алкамена Младшего (сер. V в. до н. э.). «Каждый из них должен был исполнить статую Афины. Пока статуи стояли в мастерской, преимущество казалось на стороне Алкамена, но, когда статуи были поставлены на предназначенные для них высокие постаменты, оказалось, что Фидий гораздо точнее рассчитал, как будет выглядеть статуя на далёком расстоянии, снизу вверх, и ему была присуждена победа»[4]. У многих скульптур, предназначенных для высоких постаментов или размещения в верхних частях зданий, если их «спустить на землю» головы кажутся слишком большими, торсы — излишне удлинёнными, а ноги короткими.

Некоторые недостатки в работе молодого Микеланжело — статуе Давида отчасти объясняются тем, что скульптор работал в ограниченном пространстве и не имел возможности отходить на необходимое расстояние, чтобы проверять восприятие пропорций фигуры Давида в других ракурсах.