Морлайтер, Джованни Мариа


Джованни Мариа Морлайтер (итал. Giovanni Maria Morlaiter; 16991781) — итальянский скульптор и резчик по дереву, сын австрийского стеклодува, родом из Тироля, на западе Австрии. В конце XVII века переехал в Венецию. Мастер венецианской школы. Был активен, в основном, в Венеции и близлежащих областях. Пользовался большой популярностью у современников и считался одним из лучших скульпторов Венецианской республики[1]. Историк-искусствовед Хью Хонор[англ.] отзывался о нём как об одном из наиболее талантливых скульпторов восемнадцатого века.

В работах Морлайтера наблюдаются черты венецианского рококо и позднего австрийского барокко. Наряду с художниками Джованни Баттистой Тьеполо и Джованни Баттистой Питтони занимал видное положение среди мастеров Венеции. В 1750 году стал одним из учредителей Венецианской академии изящных искусств, советником её президента Джованни Баттисты Тьеполо и почётным членом[2][3]. В 1761 году стал членом Академии художеств во Франции[1].

Сыновья Морлайтера также стали венецианскими художниками. Микеланджело Морлайтер (1729—1806) — живописцем и скульптором, а Грегорио (1738—1784) — скульптором[1].

Одной из первых работ Джованни Мариа Морлайтера был алтарь в капелле церкви Санта Мария дель Розарио(1730-е)[3]. После этой работы, Джорджо Массари заказал у его Морлайтера все остальные скульптуры для церкви, включая статую Мелхиседека (1755). По часовой стрелке от входа, находятся следующие скульптуры работы Морлайтера: Авраам (1754); Иисус и Центурион (1754); Аарон (1750); Иисус исцеляет слепых (1750); Слава Ангелов (1739); Святой Павел (1745), Явление Иисуса Магдалине (1743); Явление Христа апостолу Фоме; Крещение Иисуса (1746); Святой Пётр (1744); Христос и самаритянин у колодца (1744); Моисей (1748-50), Исцеление парализованного (1748-50); Хождение по воде Святого Петра (1755); Мелхиседек (1755).

В музее Коррер находятся маленькие терракотовые эскизы — боццетти скульптора: Святой Схоластики; Святого Бенедетто; Снятие с креста (ок. 1756); фрагмент обнаженной женской фигуры (ок. 1756); портрет аббата, а в музее Ка' Реццонико скульптура «Святая Магдалина»[3]. Морлайтер создавал также вместе с сыном Микеланджело небольшие скульптурки из резного дерева и слоновой кости[4].

Произведения Морлайтера отличаются фантазией и живостью образов. Одежда в его работах тщательно проработана, она создаёт мягкую игру света и тени на поверхности. Терракотовый эскиз «Фрагмент обнаженной женской фигуры» итальянский исследователь Паллуккини назвал[3] «маленьким шедевром, который свидетельствует о полноте чувства и пульсации жизни в пластике Морлайтера».