Моррасизм


Политические взгляды Шарля Морраса (также моррасизм, фр. maurrassisme) ― политические и философские воззрения идеолога французского национализма и роялизма Шарля Морраса (1868―1952), лидера движения Action française («Французское действие»), а также основанная на этих воззрениях политическая доктрина. Моррас был идеологом интегрального национализма, монархизма, корпоративизма, а также выступал за союз с революционным синдикализмом и находился в оппозиции к идеям демократии, либерализма и капитализма[1].

Моррас был приверженцем контрреволюционного течения современной ему политической мысли, призванного возродить сплочённость французского народа и величие Франции, руководствуясь ценностями патриотизма и национализма. Французское общество конца XIX века, по мнению мыслителя, находилось в состоянии упадка, корни которого следует искать в Великой Французской революции. Философское влияние на Морраса оказали многие авторы: в первую очередь это были Платон, Аристотель, Жозеф де Местр, Данте, Фома Аквинский и Огюст Конт. Взгляды на французскую и мировую историю у Морраса во многом сложились под влиянием сочинений Сент-Бёва, Фюстеля де Куланжа, Ипполита Тэна и Эрнеста Ренана.

Источником всех бед французского народа мыслитель признавал дух революционного романтизма либеральных сил, которые он назвал четырьмя союзными сословиями (États confédérés), к которым он относил евреев, протестантов, масонов и иностранцев (последних Моррас называл метэками (métèques)[2]. Все они, по его мнению, представляли «антифранцию», и, таким образом, их ни в коем случае нельзя было признать частью французской нации.

В политических взглядах Шарля Морраса ясно прослеживается его общее стремление к порядку: некоторые исследователи объясняют это жизненным опытом мыслителя, который с юных лет испытывал проблемы со слухом[3].

Моррас много писал о необходимости достижения национального единства. По его мнению, эта задача могла быть решена следующим образом:

Оставаясь в рамках философии позитивизма, Моррас полагал, что наиболее подходящие формы общественной организации и институты должны быть плодами поступательного исторического развития. «Организующий эмпиризм» он находил более уместным, чем идеализированные теории, поскольку он был близок и адаптирован к реальной жизни в той или иной стране. Ключевым органичным для Франции институтом он считал монархию, которая была необходима для сдерживания внутринациональных противоречий.