Морское призовое право


Призовое право — отрасль права, регулировавшая отношения по поводу имущества, при известных обстоятельствах захваченного воюющими на море или в пресных водах (корабль и его груз). Призом называлось как это имущество, так и сам акт («захват»).

Призовое право представляло собой остаток древнего права добычи. Оно касалось только частной собственности, притом не исключительно неприятельской, которая присуждалась захватчику решением особо учреждаемых с этой целью призовых судов, рассматривающих правомерность сделанного захвата. Особые правила регулировали распределение призового вознаграждения между участниками: членами экипажа — на военном судне, собственниками и командой — на торговом.

Источниками призового права служили многочисленные международные договоры, а также ряд отдельных в разное время изданных актов: во Франции — ордонанс 1681 г., уставы 1778 г. О правах нейтральных и об организации призовых судов, в Североамериканских штатах — ряд актов 1862-64 гг., в Англии — Act for regulation Naval Prize of war 1864 г[1] с дополнениями 1874 г.

Каперство является сложным по природе правовым явлением. Его можно назвать разновидностью пиратства, санкционированной формой морского разбоя. Каперство являлось военными действиями против военных и торговых судов враждебного государства, осуществляемыми судами-каперами, получившими на то специальное разрешение. Тесно связано с данным институтом понятие приза, и как следствие возникновение и развитие призового права. Морским военным призом (фр. prise, от prendre, исп. presa) признается частное имущество, при известных обстоятельствах захваченное воюющими на море или в пресных водах (корабль и его груз).

Произведение захвата судна и груза на нем никогда не означало моментального перехода права собственности к лицу, осуществившему захват. Долгое время в данной ситуации руководствовались обычаями, например, если захвативший приз смог удержать его в течение суток, то к нему переходило право собственности на него. Впоследствии, с развитием и распространением института каперства в Европе, начинают появляться так называемые призовые суды, в ведении которых находились вопросы, связанные с легализацией захваченных на море трофеев. Призовой процесс носил специфический характер, в нем не признавалось состязательное начало. Процесс представлял собой скорее набор административных инструментов. Суд заранее объявлял захват правомерным, и задачей прежних владельцев было доказать обратное.

Первые попытки найма каперов в России предпринимались еще Иваном Грозным. Именно он впервые пригласил на службу датчанина Карстена Роде. В архивах сохранился подлинник выданной Иваном Грозным «охранной грамоты», наделявшей датского пирата полномочиями вести военные действия на море от имени Государства Московского.