Морской транспорт Либерии


Морской транспорт существовал с момента возникновения первых колоний на побережье Атлантического океана в 1822 и 1834 гг. - ещё до провозглашения в 1847 году Республики Либерия. В 1890-е годы Либерия являлась сельскохозяйственной страной, основными экспортными товарами в это время были пальмовое масло, кофе, орехи, имбирь, слоновая кость, каучук и красильное дерево. Товарооборот обеспечивали пять морских портов - Монровия, Робертспорт, Бьюкенен, Гринвилло, Эдина[3].

Во время Второй мировой войны США построили в стране военные базы, использовали территорию Либерии и для переброски своих войск, военной техники и грузов на Ближний и Дальний Восток. Началось строительство объектов транспортной инфраструктуры. Крупнейшим объектом стал морской порт Монровия, строительство которого началось в 1943 году[2].

27 января 1944 года Либерия официально присоединилась к Антигитлеровской коалиции. Также, для привлечения иностранных инвестиций в 1944 году правительство Либерии провозгласило политику «открытых дверей» (низкие налоги на прибыль, предоставление долгосрочных концессий, отсутствие контроля за обменом иностранной валюты и др.)[1].

В 1948 году правительство Либерии установило самую низкую в мире плату за регистрацию иностранных судов в портах страны, а также установило низкие налоги для таких судов. В марте 1949 года под флагом Либерии было зарегистрировано первое иностранное торговое судно. В 1956 году общий тоннаж зарегистрированных под флагом Либерии кораблей составлял 5,6 млн. брутто-регистровых тонн[4][5].

В 1958 году тоннаж судов под флагом Либерии превысил тоннаж судов, зарегистрированных под флагом Великобритании, и в 1959 году по тоннажу зарегистрированных под своим флагом судов Либерия вышла на третье место в мире. В том же 1959 году на мысе Пальмас в 250 милях от столицы был открыт ещё один морской порт[6].

В 1960е годы Либерия обладала самым большим торговым флотом в мире (в 1967 году - 21,3 млн. брутто-регистровых тонн) - но это были в основном суда иностранных компаний из США, Великобритании, Греции и других капиталистических государств[7].