Москвоведение


Москвове́дение — одна из отраслей краеведения, занимающаяся изучением Москвы; учебный предмет в московских средних школах.

Хотя термин «москвоведение» является относительно новым и ещё не до конца устоявшимся, С. С. Илизаров считает, что наличие пласта научной и художественной литературы о Москве уже в XVIII веке позволяет применить этот термин к той эпохе[1]. По его словам, «применение понятия „москвоведение“ по отношению к массиву работ о Москве, написанных в XVIII в., в определённом смысле более справедливо, чем к последующему периоду». Москвоведение - это не только собственно научные и междисциплинарные исследования, включая традиции краеведения, но и разнообразные исследовательские практики взрослых, специалистов в разных сферах , творчество молодежи и школьников, предполагающеe сочинения-эссе, игры и принцип занимательности в познании любимого города[2]

Термин «москвоведение» является комплексным, не сводится к изучению истории Москвы и даже, по мнению С. С. Илизарова, исключительно к краеведению[1].

Краеведение в московских школах появилось в 1920-х годах (термина «москвоведение» ещё не было) и носило активный характер: предполагалось, что ученики будут заниматься исследовательской деятельностью, в основном обследованием близлежащих фабрик и заводов[3]. В 1929 году произошёл общий разгром краеведения в СССР, преподавание в школах прекратилось.

Вновь москвоведение появилось в школах в 1994 году[4], современные учебники в основном предназначены для 8-9 классов.