Краеведение


Краеве́дение (местная история) — область знаний, гуманитарная наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определённой территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания[источник не указан 1003 дня].

Как школьный предмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты[источник не указан 1003 дня].

Изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения[источник не указан 1003 дня].

Первые земские естественно-исторические (краеведческие) музеи появились в России в конце XIX века по результатам экспедиций В. В. Докучаева.

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края[1].

В то же время расцвет краеведения в России в 1920-е гг. был связан с новаторскими концепциями в исторической науке[2]. В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах[3]. Импульс развитию краеведения дало создание в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы». Качество работ «новых» краеведов, однако, оказалось не на высоте: проявились тенденции к «удревнению» того или иного города, пропаганде фантастических гипотез и фальсификации данных[4].