Фолк-хистори


Фолк-хи́стори, или фольк-хи́стори[1] (также фолк-история, псевдоистория, параистория, антиистория, лжеистория[2], поп-история[3], история для народа[4], масс-история[5], самодеятельная история[6] и др.), — обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных в основном непрофессионалами с позиций негационизма[7]. Термин имеет российское происхождение и употребляется, как правило, применительно к российским и постсоветским реалиям[7]. Близким и связанным с псевдоисторией и фолк-хистори понятием является псевдоархеология.

Псевдоистория существует длительное время[8], но возникновение фолк-хистори как специфического явления, характерного для России и соседних с ней стран, относится к периоду Перестройки в СССР / России[9], когда выходило большое число ревизионистских книг и публикаций в периодике, направленных на «разоблачение» исторической науки. Эта литература берёт своё начало в середине-конце 1980-х годов[10], достигла пика популярности к середине-концу 1990-х годов[11] и продолжает стабильно её удерживать вплоть до настоящего времени. Среди предшественников фолк-хистори Пётр Кралюк называет историка Льва Гумилёва[12], пассионарная теория этногенеза которого, а также многие частные выводы подверглись критике со стороны многих историков[13][14]. По мнению В. А. Шнирельман и С. А. Панарина, «Гумилев открыл шлюзы для вала субъективизма — и тот хлынул в историческую или, правильнее, псевдоисторическую науку», он «…подготовил и почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда (типа Анатолия Фоменко, Мурада Аджи и иже с ними), и необходимую аудиторию потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей»[15][16].

Историк Олег Губарев приводит пример «известнейшего историка Б. А. Рыбакова, утверждавшего, например (вопреки греческому историку и писателю Геродоту), что скифы-сколоты — это древние славяне, позже превратившиеся в Русь. Академик Рыбаков был слишком увлечён своими попытками доказать глубокую древность происхождения славян»[17].