Псевдоархеология


Псевдоархеология (также «альтернативная археология»[1], маргинальная археология, англ. fringe archaeology[1]; фантастическая археология, культовая археология, любительская археология, народная археология[2]popular archaeology[3]; квазиархеология[4]) — совокупность претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических сочинений и идей на археологические темы, созданных в основном непрофессионалами, которые отвергают научные методы сбора и анализа данных[5][6][7]. Археолог Уильям Стибинг-младший и профессор антропологии Дин Сноу писали, что народная археология (псевдоархеология) представляет собой единое явление[3][8]. Псевдоархеология привлекает широкие слои общества[1].

Псевдоархеологические методы и идеи подвергаются критике со стороны учёных-археологов. Один из самых известных критиков, археолог Джон Р. Коул, охарактеризовал псевдоархеологию как опирающуюся на «сенсационность, неправильное использование логики и доказательств, непонимание научного метода и внутренние противоречия в аргументации»[9].

В качестве «объектов изучения» псевдоархеологи могут рассматривать «неуместные артефакты»[1] (от англ. «out-of-place artifact», OOPArt[3][10][11][12]) — предметы (изделия, скульптуры, сооружения[13] и др.), предположительно противоречащие общепринятым научным представлениям о факте или хронологии эволюции, развитии техники, исторической хронологии. Большинство «неуместных артефактов», исследованных учёными, оказались подделками или неверно интерпретированными предметами[10][12]. Одним из приёмов псевдоархеологии является фальсификация исторических источников.

Для обозначения неакадемических интерпретаций археологии используются различные термины. В течение 1980-х годов археологи Джон Р. Коул (1980)[14] и Уильям Х. Стибинг-младший (1987) использовали термин культовая археология. В 1980-х годах Стивен Уильямс в Гарвардском университете преподавал курс бакалавриата «Фантастическая археология». Уильямс опубликовал книгу с таким же названием (1991)[15].

В 2000-х годах термин «альтернативная археология» начали использовать такие учёные, как Тим Себастион (2001)[16], Роберт Дж. Уоллис (2003)[17], Корнелиус Холторф (2006)[18], и Габриэль Мошенка (2008)[19]. Гарретт Г. Фэган[англ.] и Кеннет Л. Федер (2006) писали, что этот термин был выбран только потому, что он «придаёт более тёплый и обтекаемый оттенок», который «апеллирует к нашим высшим идеалам и прогрессивным предпочтениям»[6]. По их мнению, термин псевдоархеология является намного более подходящим[6]. Этот термин использовался также другими академическими и профессиональными археологами, такими как Колин Ренфрю (2006)[20].