Московский Синодальный хор


Московский Синодальный хор — российский профессиональный хор. В настоящее время Московский Синодальный хор поёт в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, участвует ежегодно в более чем 800 богослужениях и даёт около 50 публичных концертов, выступает в рамках Пасхального, Рождественского, Великопостного фестивалей, сотрудничает с оркестрами — Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром. В хоре 80 певцов разных возрастов. Помимо участия в торжественных богослужениях, Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Италия. Чехия). Руководитель Московского Синодального хора — заслуженный артист России Алексей Пузаков. При хоре также действуют Детское отделение (руководитель Наталья Асмус), Молодёжный Синодальный хор (руководитель Михаил Котельников) и симфонический оркестр Voce Anima (руководитель Алексей Медведев).

Предтечей Московского Синодального хора был хор Патриарших певчих дьяков, существовавший с XVI века. С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Московского Кремля. После учреждения Святейшего правительствующего синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными[1]. Хор исполнял духовную музыку в храмах. В хоре пели только мужчины — служители церкви.

В первой половине XVIII века в истории Синодального хора наступил период упадка — лучшие певчие переводились в Придворную певческую капеллу, к 1763 году количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек.

В 1767 году в Синодальный хор были официально введены детские голоса, состав увеличился до 38 человек.

В XIX—XX веках хор стал исполнять и светскую музыку, русские народные песни. Как указывается в Музыкальном словаре, «Лучшая пора с[иноадбного] х[ора] начинается с устройством при нём специального музыкально-певческого училища <…>. В последние годы, после исторических концертов 1895, с. х. (см. Орлов, в.) достиг значительного совершенства в исполнении. Репертуар с. х. (все певчие поют только по партитурам), кроме выдающихся произведений новейших авторов, состоит большею частью из лучших переложений древних церковных напевов, а также произведений западных духовных композиторов (Палестрина, Лассо и др.)»[2]. Хотя в XIX веке в некоторых храмах стали появляться женские голоса, но Синодальный хор сохранял традиции и вплоть до закрытия там пели только мужчины и мальчики[3].

Для хора писали сочинения композиторы Сергей Рахманинов, Александр Кастальский, Пётр Чайковский, Сергей Танеев, Виктор Калинников, Павел Чесноков и др. Хор был первым исполнителем многих произведений русской духовной музыки (в частности, «Всенощного бдения» Александра Гречанинова в 1912 году). Руководителями хора были музыканты С. В. Смоленский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, H. M. Данилин. Из регентов хора писали музыку Таболовский, Моригеровский.