Всенощное бдение (Гречанинов)


«Всенощное бдение для смешанного хора», опус 59, — духовное сочинение для солистов и смешанного хора (вокальные партии: сопрано, альт, тенор и бас) a capella русского композитора-академиста Александра Гречанинова (1864—1956). Впервые исполнено Московским Синодальным хором в 1912 году[2].

Впервые сочинение было исполнено в Большом зале Московской Консерватории 18 ноября 1912 года Синодальным хором под управлением дирижёра Николая Голованова, будущего главного дирижёра Большого театра, через два дня после премьеры другого крупного вокального цикла Гречанинова «Страстной Седмицы» (однако искусствовед Томпакова в монографии о композиторе приводит другую дату первого исполнения «Всенощного бдения» — 14 мая этого же года[1]). Исполнение было поручено молодому помощнику регента хора, так как сам регент Николай Данилин осенью 1912 года лечился в Крыму. Об этой премьере впоследствии вспоминал её участник:

«Осенью 1912 года Голованов проводил с Синодальным хором разучивание нового „Всенощного бдения“ А. Т. Гречанинова. Спевки шли с трудом, что бывало с хором редко. На репетициях певчие почему-то неуклонно понижали, и Голованов посадил за фисгармонию [В.] Степанова, который время от времени брал соответствующие аккорды. Хор был утомлен многократными повторениями отдельных эпизодов и к премьере отнёсся безразлично. Концерт состоялся 18 ноября в Большом зале консерватории и успеха не имел. По возвращении из отпуска Данилин на спевке познакомился с сочинением и сказал библиотекарю: „Убрать“. Правда, впоследствии мы всё-таки исполняли отдельные части этой „Всенощной“, но очень редко»