Регент (дирижёр)


Ре́гент (от лат. regens, род. п. regentis — «правящий, управляющий») — руководитель церковного хора. Он подбирает голоса для хора, обучает его, руководит им при богослужении[1].

В средние века в Западной Европе латинским словом regens называли временного правителя при несовершеннолетнем, болеющем или отсутствующем монархе, а также педагога, имеющего высокую квалификацию. Как обозначение музыканта, управляющего хоровым коллективом, этот термин стал использоваться, по-видимому, не ранее XVII века. В русской церковно-певческой практике XVI—XVII веков по отношению к руководителю хора (от приходского храма до государевых певчих дьяков) употреблялись термины «головщик» и «уставщик», в украинской партесной практике XVII века — также «вспевак». По мнению И. А. Гарднера, регентами стали называть руководителей хоров, исполнявших именно новое партесное пение. Регенты могли уже не принадлежать к клиру и занимались пением не только как частью богослужения, но и как видом музыкального искусства, звучавшего и вне стен храмов и связанного с многообразной деятельностью православных братств[2].

В Россию термин «регент» стал постепенно проникать вместе с партесным пением, которое митрополит Никон (Минов) ввёл ещё в Новгороде. В начале 1652 года от имени царя Алексея Михайловича были приглашены из Киева в Москву лучшие певцы и «руководители партесного пения» — киевлянин Ф. Я. Тернопольский с 10 певчими, а через месяц прибыл ещё один партесный хор из 9 киевлян. Тем не менее английский врач С. Коллинз, живший в 1659—1666 годы в Москве, ещё не называет руководителя хора певчих дьяков регентами, хотя свидетельствует, что видел у него партитуры хоровых произведений. Пополнение главных российских хоров в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге певчими и регентами с Украины продолжилось в последующие годы. Они получали места в придворных хорах, где им поручалось руководство хором и обучение партесному пению, которое стало вытеснять более ранние виды многоголосия — строчное пение и демественное пение. Одно из первых упоминаний термина «регент» в официальных российских документах относится к 1741 году: 14 января заместитель гетмана генерал-аншеф Дж. Кейт сообщал в кабинет о целях работы школы для певчих, учрежденной по указу имп. Анны Иоанновны от 21 сент. 1738 г. в Глухове: «Набирать со всей Малой России из церковников, также из казачьих и мещанских детей и прочих… и велеть их регенту обучить киевскому и партесному пению…» В то время регентом этой школы был Фёдор Яворовский, обучивший и представивший для отсылки в Санкт-Петербург 11 воспитанников. В Придворной певческой капелле, руководителями которой становились и выпускники глуховской школы, например регенты-малороссы Μ. Ф. Полторацкий и Д. С. Бортнянский, название «регент» использовалось для опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах Придворного ведомства, а также стало синонимом для обозначения её руководителя, официально в XVIII века называвшегося уставщиком[3].