Московский завод автоматических линий и специальных станков


Московский завод автоматических линий и специальных станков (ОАО «МоЗАЛ») — станкостроительное предприятие, расположенное в Москве. Являлся производителем шлифовального оборудования высокой точности. Завод поставлял автоматические линии на многие подшипниковые предприятия, а также за рубеж. В настоящее время занимается сдачей в аренду принадлежащего ему недвижимого имущества. Станкостроительное производство остановлено в 2010 году, весь персонал был сокращён.

Завод основан в 1898 году как мастерские германского акционерного общества «Альфред Гутман и Компания». В 1917 году мастерские преобразованы в завод «Подъёмник», ставший основным российским поставщиком электрических мостовых кранов. На заводе впервые в стране были спроектированы и изготовлены эскалаторы для Московского метрополитена.

Осенью 1941 г. в период Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение эвакуировать завод из Москвы в Ташкент вместе со станками, а также группой инженерно-технического персонала и рабочих.

После эвакуации на территории предприятия была организована Ремонтная база №82, на которой осуществлялся ремонт прибывших по ленд-лизу танков иностранных марок (английских и американских), а также трофейных немецких[1]. На ней работали в том числе те рабочие предприятия, которые не были эвакуированы.

После окончания войны завод "Подъёмник" стал восстанавливаться за счёт нового оборудования и возращения старых опытных кадров.

В 1958 году на базе завода «Подъемник» был создан завод «Станколиния» по выпуску автоматических линий и специальных станков для обработки деталей типа тел вращения. Завод стал первым и единственным в Советском Союзе производителем высокоточных шлифовальных станков.