Московский собор (1656)


Моско́вский собо́р 1656 го́да — поместный собор в Москве, начавшийся 23 апреля и закончившийся 2 июня 1656 года, собранный патриархом Московским Никоном. Осудил придерживающихся двоеперстия. Кроме того, 18 мая 1656 была изречена анафема на протопопа Иоанна Неронова и его последователей[1]. Собор явился решающим этапом реформ патриарха Никона.

После вступления на патриаршую кафедру, в 1653 году перед наступлением Великого поста, патриарх Hикон разослал по московским церквам «Память» или распоряжение, в которым предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами. Это единоличное действие патриарха Никона вызвало сопротивление и недовольство, тогда патриарх Никон решил собирать поместные соборы. В 1654 году собор был собран, на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла, которого Никон самовластно без суда и соборного решения лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов[2].

В начале 1656 года в Москве находился ряд иностранных православных иерархов: патpиарх Антиохийский Макарий III, Патриарх Сербский Гавриил, митрополит Hикейский Гpигорий. 12 феврале патриарх Макарий публично заявил, что двуперстное сложение есть подражание армянам, ибо армяне так крестятся[3]. 24 февраля, в неделю Православия, в Успенском соборе Кремля в присутствии царя Алексея Михайловича патpиарх Макарий вместе с Гавриилом сербским и никейским митрополитом Григорием изрекли анафему на крестящихся двуперстно[3].

Перед Собором русских архиереев патриарх Никон обратился к находившимся в Москве восточным иерархам с вопросом относительно сложения перстов для крестного знамения; ему ответил патриарх Макарий (текст согласно сочинению патриарха Никона «Слово отвещательное»):

Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с тре́ми первыми пе́рсты десны́я руки, а кто от християн православных нетворит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего ради имамы его отлуче́на от Отца и Сына и Святаго Духа и про́клята; извещение истины подписах своею рукою.[4][5]

Этот ответ, изложенный в более пространной форме[6], и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи. Решения собора были напечатаны в дополненной редакции сборника под названием «Скрижаль», которая была издана Московским печатным двором (1656).