Московско-Брестская железная дорога


Московско-Брестская железная дорога — историческая железная дорога в Российской империи. Сооружена частной компанией в 18691871 годах. Основная линия Москва — Брест длиной 1100 км, проходившая по Московской, Смоленской, Могилевской, Минской и Гродненской губерниям.

В феврале 1866 года Земское собрание Смоленской губернии постановило ходатайствовать, чтобы соединение рельсовым путем Москвы с Варшавой было сделано через Смоленск. В октябре того же года, через смоленского губернатора, ходатайство передано министру внутренних дел.

В марте 1867 года, Земства Московской и Смоленской губерний, вместе с Московским дворянством и Московской Городской Думой, ходатайствовали чтобы концессия была выдана Земствам обеих губерний, но ходатайство было отклонено и Комитетом железных дорог, в июне 1867 года, было решено концессию на линию выдать только тогда, когда представится возможность сооружения всей линии от Москвы до Бреста.

В связи с неурожаем в 1867 году, Правительством было признано необходимым для обеспечения работой населения Смоленской губернии начать работы по сооружению дороги, не дожидаясь утверждения концессии. Необходимые средства для производства работ были выделены Правительством в распоряжение Земства.

Между тем, для выдачи концессии были приглашены соискатели, желавшие взяться за сооружение линии, и из их числа, концессия была выдана 15 декабря 1868 года предложившим наименьшую цену: Александру Шепелеру (Рижский торговый дом А. Шепелер и К°) и «Банкирскому дому братьев Зульцбах» во Франкфурте-на-Майне.

На основании этой концессии учреждавшееся новое железнодорожное общество обязывалось возвратить правительству отпущенные им Смоленскому Земству суммы, принять от Земства выполненные работы и окончить строительство дороги в течение трёх лет. Длина дороги составляла 390 верст, не считая соединительной ветки к Московскому вокзалу Николаевской железной дороги длиной в 6 верст. Ширина земляного полотна — на два пути, укладка рельсов — в один путь, с необходимыми разъездами. Подвижной состав: 65 паровозов, 130 пассажирских и багажных вагонов и 975 товарных вагонов и платформ; третья часть необходимых для строительства рельсов, паровозов и товарных вагонов приобреталась за счет казны.