Мостостроение


Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих людям и транспортным средствам проход/проезд через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, каналы, овраги, каньоны, водотоки, долины, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.

Мосты являются незаменимыми связующими звеньями коммуникаций. Они резко увеличивают возможности перемещения людей и грузов.

С эпохи мегалита археологами обнаружены остатки некоторых каменных мостов, выполненных в виде сводчатых арок. Слова, обозначающие мост, на разных языках встречаются практически у всех древних народов, оставивших какие-либо письменные памятники.

Первыми мостами были пешеходные, состоящие из одного упавшего поперёк ручья ствола дерева, или нескольких скреплённых между собой брёвен. В качестве настила использовались отёсанные брёвна - брус или толстые доски. Для мостов на мелководье, в дно реки стали вбиваться сваи, на которые затем водружаются мостовые пролёты. В других случаях, опускаются на дно реки большие бревенчатые ящики-срубы (ряжи) и засыпаются тяжёлыми камнями.

Сооружались мосты в местах наибольшего сближения противоположных берегов реки, ручья или ущелья, что существенно облегчает процесс создания любого моста. Для уменьшения расстояния между берегами реки и, следовательно, размеров моста, на значительную (в основном, мелкую) часть поперёк реки, пролива, или залива насыпались дамбы или плотины, а более дорогостоящая конструкция моста сооружалась только над сравнительно небольшим оставшимся глубоким участком фарватера реки для обеспечения протока воды и прохода кораблей.

В случае большой длины пролёта, брёвна, чтобы излишне не прогибались, снизу подпирались наклонными распорками – другими брёвнами, образующими с настилом жёсткий каркас, несущую конструкцию или пространственную ферму.