Ряж


Ряж — деревянный сруб, погружаемый на дно водоёма, заполняемый обыкновенно булыжником (иногда с глиной), является гидротехническим сооружением — основанием опор мостов[1], плотин, набережных, молов и подобных сооружений.

Ряжевые фундаменты устраивают в тех случаях, когда твёрдый (каменистый) грунт основания не допускает забивки свай или же, наоборот, при очень слабых грунтах основания (ил, торф). Расход камня при использовании ряжей меньше, чем при фундаментах из каменной наброски.

Ряж имеет вид большого крепкого ящика, изготовленного из жёстко скреплённых между собою брёвен хвойных (более долговечных) пород. В Скандинавии и Америке ряжи делаются преимущественно из брусьев, которые скрепляются между собою, образуя жёсткую клетку. В плане ряжи делают, чаще всего, в виде прямоугольников, причём короткие стороны ряжей рубят из цельных брёвен, длинные же стороны могли быть собраны из срощенных брёвен[2]. Для прочности конструкции, брёвна дополнительно скрепляются между собой металлическими скобами, штырями, болтами[3] и большими гвоздями. В ряжах создают дно (пол) в тех случаях, когда приходится их устанавливать на слабом грунте — при твёрдых и скалистых грунтах дно отсутствует. Загружаемый камень соразмеряется в данном случае с размерами зазоров между наружными брусьями клеток.

Ряжи со стороны воды имеют обыкновенно вертикальные стенки и потому допускают швартовку (причал) судов вплотную к пристаням, основанным на них. Ряжи изготавливают из брёвен, скрепляя в местах пересечения их концов в обло (в выемке-сцепке)[4] и укладывая один венец на другой, либо вплотную, либо с зазором. При укладке венцов с зазором ряжи требуют устройства достаточного числа поперечных связей и применимы лишь при наличии довольно крупного камня. В мостовых опорах, наружные части ряжа иногда обшиваются досками или защищаются от истирания льдом и судами металлическими или железобетонными плитами[5].

Так как ряж деревянный, то его высота должна быть такой, чтобы полностью скрываться под водой — без доступа кислорода воздуха, поэтому высота ряжевых фундаментов определяется положением самого низкого горизонта воды во время волны. Древесина такого ряжа становится морёным топляком[6], и десятки, и даже сотни[7], лет остаётся твёрдой, придавая, например, опоре моста, сооружённой на ряже, необходимую прочность. Чтобы защитить верхние венцы брёвен от влаги, трещин из-за морозов, плесени, насекомых-древоточцев[8], грызунов, солнечного ультрафиолетового излучения[9] и воспламенения от искр из глушителей автомобилей, всю строительную древесину необходимо дополнительно пропитать водными[10], маслянистыми или спиртовыми антисептиками[11].