Швартовка


Шварто́вка (от нидерл. zwaartouw[1]; sjortouw[2] — «шварто́в», от zwaar — «тяжёлый» и touw — «трос») — процесс подхода судна и его крепления к причальной стенке, пирсу или другому судну[3][4]. Крепление производят с помощью синтетических или стальных тросов, называемых «швартовными концами»[5]. Для швартовки команда судна должна принять решение о способе таковой и выполнить несколько последовательных манёвров.

Способ швартовки выбирают, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и прочего. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений, борта снабжают мягкими кранцами.

В книге узлов Эшли описаны иные виды швартовок, отличающиеся от показанной выше схемы на рисунке.

Палы и битенги на причалах всегда располагаются по-разному, поэтому существуют разнообразные способы швартовки, хотя принцип — одинаков. Можно швартовать носовым, кормовым и носовым шпрингом — это угловая швартовка. Чем сильнее приливы и отливы, тем далее должны быть разнесены палы, и швартовые концы должны быть, по возможности, параллельными причалу. Концы должны образовывать треугольник так, чтобы причал или судно выступали бы в роли стороны треугольника. Крупнотоннажные суда нуждаются в большем количестве концов по миделю. Хотя принцип швартовки и не изменяется.