Мост Бангабандху


Мо́ст Бангаба́ндху, также известный как «многоцелевой мост Джамуна» (бенгальский: যমুনা বহুমুখী সেতু Джомуна Бохумукхи Сету) — мост, открытый в Бангладеш в июне 1998 года. Он соединяет Бхуапур на восточном берегу реки Джамуна с Сираджганджем на её западном берегу. Это был 11-й по длине мост в мире, построенный в 1998 году[1], и в настоящее время является 6-м по длине мостом в Южной Азии. Река Джамуна, которую он пересекает, является одной из трёх главных рек Бангладеш и занимает пятое место в мире по объёму стока.

Мост назван в честь основателя государства Бангладеш Муджибура Рахмана, известного под прозвищем «Бангабандху» («друг Бенгалии»).

Река Джамуна (в Индии: Брахмапутра), наряду с нижним течением реки Падма (Ганг), делит Бангладеш почти на две равные половины. До строительства моста, всё автомобильное и железнодорожное сообщение между двумя частями страны зависело от трудоёмких паромных перевозок, которые часто прерывались из-за проблем с судоходством. Потребность в строительстве моста через реку Джамуна ощущалась, особенно людьми, живущими на северо-западе Бангладеш, в течение длительного времени. Эта осознанная необходимость не осталась незамеченной политиками.

Многофункциональный мост Джамуна был построен компанией Hyundai Heavy Industries стоимостью 696 миллионов долларов[2]. Но, по неизвестной причине, весь проект моста обошёлся в 1,24 миллиарда долларов[2]. Расходы разделили МАР, АБР, ОЭСР и правительство Бангладеш. Из общей суммы МАР, АБР и ОЭСР предоставили по 200 миллионов долларов каждый в виде займа с номинальной процентной ставкой 1 %[2], а оставшиеся 96 миллионов долларов взял на себя Бангладеш[2].

Длина главного моста составляет 4,98 км с 49 основными пролётными строениями примерно по 99 метров и двумя концевыми пролётными строениями примерно по 65 метров. С мостом соединены восточный и западный подход в виде виадуков, каждый из которых имеет 12 пролётов длиной 10 метров и переходные пролёты длиной 8 метров. Общая ширина настила моста составляет 18,5 метров.