Мост Благовещенск — Хэйхэ


Мост Благовещенск — Хэйхэ (кит. трад. 黑河—布拉戈維申斯克界河公路大橋, упр. 黑河—布拉戈维申斯克界河公路大桥, пиньинь hēihé—bùlāgēwéishēnsīkè jiè hé gōnglù dà qiáo, буквально: «большой мост дороги речной границы Хейхэ — Благовещенск») — автодорожный мост через Амур, связывающий Россию с Китаем. Расположен между селом Каникурган на российском берегу и деревней Чанфа (长发村) волости Синфу (幸福乡) района Айхуэй городского округа Хэйхэ — на китайском. Затраты на строительство со стороны России составили 13,6 млрд рублей, с китайской (в пересчёте на рубли) — 5,2 млрд руб[1].

С российской стороны весь транспортный переход включает: часть моста через реку Амур длиной 540,33 м; мост через протоку Каникурганская (278 м); дорогу 2-й категории длиной около 17 км; три транспортные развязки; два сооружения для связи разобщённых территорий. Общая стоимость строительства составила 19 миллиардов рублей, стоимость российской части моста — 14 миллиардов рублей[2]. Общая длина моста 1,284 метров[3]; мост имеет 12 пролётов, крупнейшие пять из них длиной по 147 м. На мосту расположены две полосы для автотранспорта шириной по 3,75 м, общая ширина проезжей части 11,5 м, имеются два служебных прохода шириной по 0,75 м. Для пропуска судов предназначены два пролёта с судоходным подмостовым габаритом по 140 х 17 м[4].

Соединить российский и китайский берег пограничной реки в Благовещенске планировали не менее четверти века. К практическим действиям приступили уже при губернаторстве Олега Кожемяко. В 2014 году он и его китайский коллега, глава провинции Хэйлунцзян, в ходе российско-китайской выставки ЭКСПО подписали декларацию о намерениях, в которой оговаривалось, что строительство моста должно стартовать летом 2016 года. В 2015 году было подписано межправительственное соглашение, которое дало старт этой большой стройке в декабре 2016 года[5].

— Мы первыми в стране реализуем проект по созданию трансграничного моста на условиях концессионного соглашения. Сейчас идёт активная стадия строительства, привлечены все ресурсы. Согласно расчётам, возведение моста позволит вдвое увеличить грузопассажирский поток в Приамурье.

В конце 2018 г. строители пограничного мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск (РФ) — Хэйхэ (КНР) приступили к первой стадии надвижки пролётного строения, со стороны опоры № 10 в сторону российско-китайской границы. Посетив строительную площадку, министр транспорта и строительства Амурской области Александр Зеленин отметил, что у региона повышенный уровень ответственности: ход строительства такого важного объекта для страны находится под пристальным вниманием президента России и на контроле правительства Российской Федерации[6].

«Уверен, что озвученные сроки сдачи перехода — конец 2019 г. — будут выполнены. Поэтому успехи строителей, которые, несмотря ни на что, идут в графике, работают круглосуточно, без выходных — для всех нас особые», — считает Александр Козлов.