Мраморы Элгина


Мраморы Элгина, устар. мраморы Эльджина[1] (Elgin Marbles) — собрание изделий древнегреческого искусства, главным образом скульптур и рельефов Парфенона Афинского акрополя работы скульптора Фидия с учениками (438—431 гг. до н. э.), которое доставил в Англию в начале XIX века лорд Элгин. Ныне хранится в Британском музее в Лондоне.

Томас Брюс, 7-й граф Элгин (Эльджин) и 11-й граф Кинкардин (1766—1841) принадлежал к старинному шотландскому роду Брюс, известному ещё с XI века, а его прямые предки имели титулы графов Кинкардин и графов Элгин. Томас Брюс сделал успешную военную карьеру и как шотландский пэр заседал в палате лордов британского парламента. Служил послом в Брюсселе и Берлине. В 1799 году был назначен британским посланником в Константинополь (Стамбул). Его помощники: архитектор Т. Гаррисон и священник английского посольства в Константинополе Ф. Хант подсказали ему мысль о возможности коллекционирования «греческих древностей», используя поражение Наполеоновской армии в Египте и усиление влияния Англии на политику турецкой империи. В это время античное искусство привлекало внимание английской аристократии, в том числе благодаря экспедициям членов Общества дилетантов. Знатоки уже осознавали различия древнеримской и древнегреческой архитектуры и скульптуры. Кроме того, они считали, что изучение античности поможет «поднять художественный вкус своей страны».

Вначале планировалось, получив разрешение турецких властей, заняться зарисовками, обмерными чертежами и снятием гипсовых слепков с античных памятников в разных городах Греции (входивших в то время в состав Османской Турции) и, прежде всего на афинском Акрополе. Для этого была создана специальная группа художников[2]. Лорд Элгин пытался заручиться поддержкой британского правительства (из этой затеи ничего не вышло), а также британского посланника в Неаполе (столице Королевства Обеих Сицилий), знаменитого коллекционера аттических ваз, лорда Уильяма Гамильтона, который помог с организацией экспедиции. После долгих переговоров с турецким правительством Элгин получил в 1801 году разрешение (фирман) от афинского коменданта делать зарисовки и обмеры, проводить раскопки, снимать слепки, а также «брать какие-либо скульптуры, рельефы и перемещать камни» с Акрополя. Но и тогда Элгин «видел главную задачу своей команды в копировании, а не в снятии скульптур»[3].