Муара


Муара — город в округе Бруней-Муара (Бруней). Там находится единственный в стране глубоководный порт. Муара на малайском языке означает эстуарий[3].

Город Муара (пекан Муара) находится в районе Сераса (Mukim Serasa)[4], на крайней восточной оконечности Западного Брунея. Его имя входит в название округа, в котором находится город, — округ называется Бруней-Муара. К северу расположено Южно-Китайское море, к югу — Брунейский залив (англ. Brunei Bay), а через залив — Пулау-Муара-Безар (Pulau Muara Besar). К востоку, через искусственный канал, лежит остальная часть мыса Пелумпонг (Tanjung Pelumpong), ныне острова. К западу находится остальная часть округа Бруней-Муара. Сераса лежит юго-западнее Муары.

В настоящей статье Муара включает территорию от Кампонг Сабуна (Kampong Sabun) до канала в Танджунг Пелумпонге (Tanjung Pelumpong) к северу от Серасы.

Добыча угля в районе Серай Пимпинг (Serai Pimping) в 1883 году для снабжения пароходов, а также последующее основание тут Бруктона (Brooketon) Белым раджой Саравака Чарльзом Бруком в 1889 году привели к быстрому развитию региона. Бруктон получил своё название после того, как Белые раджи Саравака постепенно передали своё имя территории, которая в то время контролировалась правительством Саравака.

Разработка угольной шахты Бруктона (англ. Brooketon Colliery) также способствовала развитию транспорта и инфраструктуры в Муаре. Была проложена деревянная железная дорога для перевозки угля до безопасной глубоководной якорной стоянки в Муаре, были построены причалы и пирсы, где могли причаливать пароходы и баржи[5]. К 1911 году в Муаре проживало более 1447 населения, в городе открылось около 30 магазинов[5]. Именно в Бруктоне была выпущена в обращение первая почтовая марка Брунея[6].

В политическом плане, хотя у него были только экономические права, Брук стал фактическим правителем этой территории. На руднике трудились сотни шахтёров, что потребовало от него учредить полицию, открыть почтовое отделение и построить дороги, что превратило Муару в экстерриториальное поселение, являющееся продолжением Саравака. Только лишь в 1921 году Муара была «возвращена» Брунею[5]. Рудник закрылся в 1924 году из-за тяжёлых финансовых убытков, вызванных постоянно падающими ценами на уголь в период мировой экономической рецессии[7].