Мудрая Меланиппа


«Мудрая Меланиппа» или «Меланиппа-философ»[1] (др.-греч. Μελανίππη ἡ σοφή) — трагедия древнегреческого драматурга Еврипида на тему из беотийских мифов, написанная и поставленная на сцене незадолго до 411 года до н. э. Текст пьесы утрачен за исключением отдельных фрагментов, но сохранились пересказы содержания.

Главная героиня трагедии — Меланиппа, дочь Эола и Гиппо. Она стала возлюбленной морского бога Посейдона, родила от него двух сыновей-близнецов и подбросила детей в коровье стойло. Эол решил, что это «чудовища, рождённые коровой», и приказал принести их в жертву богам. Меланиппе он поручил одеть детей перед жертвоприношением. Та, не решаясь во всём признаться, начала убеждать отца, что в рождении этих близнецов нет никакого чуда. По словам Дионисия Галикарнасского, «на этом построена вся драма»[2]. Как именно развивался сюжет, неясно, но есть данные, что в финале появлялась мать Меланиппы, которая обещала её сыновьям место в царской семье[3]. Предположительно в какой-то момент Меланиппе приходилось признаться, что именно она мать близнецов[4].

Пьеса, изначально называвшаяся просто «Меланиппа» и впервые поставленная на сцене незадолго до 411 года до н. э., получила от античных комментаторов название «Мудрая Меланиппа» или «Меланиппа-философ» из-за глубины аргументов главной героини[3]. Дионисий Галикарнасский видел в этой трагедии явное влияние философа Сократа[5]. О том же персонаже Еврипид написал трагедию «Меланиппа-узница»[1]. Текст обеих пьес почти полностью утрачен, сохранились только небольшие отрывки, которые не всегда можно уверенно отнести к какой-то одной из двух трагедий[6]. Сюжет первой использовал Иннокентий Анненский в своей пьесе «Меланиппа-философ» (1901).

Те же сюжетные мотивы (подброшенных детей и их встречи с матерью при трагических обстоятельствах) Еврипид использовал в других своих поздних трагедиях — «Ион», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга» (антиковеды относят эти произведения к «трагедиям случая»[7]). Позже они стали расхожим материалом в новоаттической и римской комедии[8]. Эти пьесы Еврипида, в свою очередь, могли быть написаны под влиянием «Тиро» — трагедии Софокла с похожим сюжетом[9].

Российский антиковед Фаддей Зелинский причислял «Мудрую Меланиппу» к лучшим пьесам Еврипида, констатируя, что её утрата при том, что сохранились «такие посредственные драмы, как „Гераклиды“ и „Андромаха“», точно не связана с эстетической стороной вопроса[10].