Мужские исследования


Мужские исследования — это междисциплинарная академическая область, посвященная темам, касающимся мужчин, маскулинности, мужского здоровья, гендера, культуры, политики и сексуальности. Мужские исследования ведутся на пересечении истории, антропологии, социологии, литературоведения, религиоведения и других дисциплин[1]. Они изучают изменения мужских ролей и идентичностей под влиянием таких процессов, как изменение положения женщин и глобализация, а также системные проблемы отношений между мужчинами и отношений мужчин и женщин[2].

Австралийский социолог Рэйвин Коннеллruen ввела концепцию гегемонной маскулинности, описав ее как практику, которая узаконивает доминирующее положение мужчин в обществе и оправдывает подчинение обычного мужского населения и женщин, а также другие маргинальные способы быть мужчиной. Будучи распространенным в разных обществах[3], это приводит к множественности маскулинностей[4], в частности, к иерархии маскулинностей, в которой некоторые мужчины не пользуются теми же привилегиями, что и другие мужчины, из-за их другой маргинальной идентичности[3]. Концепция вызвала несколько критических замечаний, что привело к тому, что Коннелл (и Джеймс Мессершмитт) переформулировали области гегемонной маскулинности[5]. В этой новой версии рассматриваются власть и социальная динамика, обнаруживаемые в гендерной иерархии, география маскулинности на местном, региональном и глобальном уровнях, социальное воплощение и динамика маскулинности, включая сложное переплетение множества маскулинностей[3]. Коннелл подчеркивает, что маскулинность постоянно развивается, а это означает, что учебная программа и исследования в этой области всегда будут меняться[4].

Майкл Киммел, американский социолог, специализирующийся гендерных исследованиях, отмечает, что маскулинность в США начала определяться и подтверждаться примерно в XIX веке. Это включало в себя доказательство своей ценности как мужчины, а также обеспечение своей семьи[6], и, таким образом, также влияло на политическую арену, экономику, семью и общество в целом[7]. Киммел утверждает, что впитывание мужественности происходит с маленькими мальчиками дома, в школе и при наблюдении за взаимодействием взрослых[6]. Киммел описал токсичную маскулинность как принятые мужчинами культурные нормы, которые вредны для мужчин и общества, поскольку поощряют негативное поведение, связанное с доминированием, агрессией и сексуальностью[7].

Эрик Андерсонruen, американский социолог и сексолог, исследующий гендер и сексуальность мужчин-подростков, исследовал и написал о взаимосвязи между гегемонной маскулинностью и гомофобией. Исходя из своих эмпирических исследований он обнаружил, что снижение гомофобии может привести к более инклюзивной маскулинности, потому что гегемонная маскулинность ограничивает поведение мужчин из-за страха быть воспринятыми как геи[8].