Музей императорского дворца


Музей императорского дворца (кит. трад. 國立故宮博物院, упр. 国立故宫博物院, пиньинь Guólì Gùgōng Bówùyùan, палл. Голи Гугун Боуюань, буквально: «Национальный музей „Бывший императорский дворец“»; англ. National Palace Museum) — художественно-исторический музей в Тайбэе, столице Китайской Республики (Тайваня). Занимает 6-е место в мире по посещаемости (2015)[4]. В литературе часто упоминается как музей «Гугун» (англ. Gugong), хотя это название применимо и к одноимённому музею в Пекине.

Музей императорского дворца в Тайбэе является одной из крупнейших сокровищниц, где собрана замечательная коллекция памятников китайской культуры и истории, охватывающая развитие более чем 8-тысячелетней цивилизации в Китае — от эпохи неолита и до свержения императорской династии Цин. По состоянию на февраль 2018 года, в собрание музея входит 697 490 предметов, большинство из которых прежде находились в коллекции императора Цяньлуна. В залах музея постоянно выставлены только их лучшие образцы, так как само собрание слишком обширно, чтобы полностью демонстрироваться на выставочных площадях.

Директор музея императорского дворца — У Ми-ча (кит. 吳密察). Он является членом правительства Тайваня и непосредственно подчиняется премьер-министру страны, однако в октябре 2021 года поддержал предложение о переходе музея в ведение Министерства культуры[6].

Музей был открыт 10 октября 1925 года в Пекине, на территории Запретного города. В феврале 1948 года, во время гражданской войны в Китае, значительная часть его коллекции была перевезена на Тайвань. Всего было переправлено морем 2972 ящика с экспонатами пекинского музея, содержавших наиболее ценные произведения искусства. Некоторое время после прибытия на Тайвань ящики с коллекцией хранились на железнодорожных складах, затем — на сахарном заводе. Позднее собрание находилось в различных музеях Тайваня и в государственной библиотеке, пока в марте 1964 — апреле 1965 года для него не был построен отдельный музейный комплекс. Открытие нового музея в Тайбэе состоялось 12 ноября 1965 года.

В 2005 году, к 80-летию музея, известного тайваньского кинорежиссёра Хоу Сяосяня пригласили снять рекламный фильм для музея; проект был завершен в 2008 году.

Одной из задач, имеющих большое значение для роста лицензионного потенциала музея, является дигитизация — оцифровка экспонатов. Еще в 2007 году музей заказал частной компании «Дэ и» (Lee & Lee) цифровые фотографии предметов из его собрания. Возможность фотографировать многие из артефактов, особенно живописные и каллиграфические свитки, предоставляется чрезвычайно редко — из опасения, что яркий свет и изменение температуры могут их повредить[7].