Музыкальный релиз


Музыка́льный рели́з (или просто рели́з) — творческая продукция исполнителя, доступная для продажи или распространения. Термин также может быть отнесён непосредственно к публикации или изданию музыкального материала[1][2]. Музыкальные релизы обладают рядом характеристик по которым осуществляют их классификацию:

В общем случае музыкальный релиз имеет название, дату и географию публикации/издания, автора, исполнителя, иногда указывают и прочих лиц, участвовавших в процессах создания и подготовки материалов (например, продюсера, звукорежиссёра, в случае видеорелиза — режиссёра). Кроме того, дополнительной информацией являются дата и место записи (часто это аудиостудия). Музыкальные релизы создаются и распространяются с помощью лейблов (релизу присваивается номер в каталоге лейбла и штрихкод), а также собственными силами (релиз, в этом случае, отмечают выражением «Self-Released» или «Самиздат»). Магнитоальбомы, например, относятся ко второму случаю.

Формат релиза — это способ его публикации.[4][5] Релиз может быть опубликован на различных физических (информационных) носителях, а также нематериальными способами, к примеру, на радио, телевидении или Интернете. От общей длительности релиза зависит разновидность и количество физических носителей. В простейшем случае релиз состоит из одного носителя. Двойной релиз или тройной релиз состоит из двух или трёх носителей соответственно; бокс-сет (англ. box set) — комплект из нескольких (как правило, более двух) носителей в общей упаковке. Однако количество носителей не является прямым следствием общей длительности релиза. К примеру, британская версия Magical Mystery Tour группы The Beatles представляет собой мини-альбом общей длительностью 19:12, изданный на двух пластинках 7" (45 rpm). Dunedin Double EP, семплер лейбла Flying Nun Records, состоит из двух пластинок 12" (45 rpm) общей длительностью 49:45. В отличие от альбома The Beatles, семплер состоит из двух мини-альбомов и немного превышает длительность среднего альбома.

По ареалу распространения релизы медиапродукции подразделяют на USA (США), UK (Великобритания), EU (Европа), Japan (Япония), CIS edition (страны СНГ), а также релизы могут производиться для отдельных стран. В зависимости от места распространения, издания могут различаться оформлением, наличием информации на необходимом языке, а также наличием дополнительных аудиотреков и других материалов.