Муз-ТВ


«МУЗ-ТВ» (наименование СМИ — МУЗ, с 2000 по 2008, с 2010 по 2015 и с 2018 по 2021 год использовалось стилизованное написание — «МYЗ-ТВ») — российский федеральный музыкальный телеканал. Объём музыкального вещания составляет 75 % русских и 25 % зарубежных видеоклипов[5]. Позиционируется как главный музыкальный канал страны.

В 2010—2012 годах «Муз-ТВ» вещал в формате молодёжного развлекательного телеканала о популярной культуре[6] в кабельных, спутниковых и эфирных сетях. После ребрендинга 16 сентября 2012 года в 12:00 «Муз-ТВ» «переехал» на новую частоту, поменяв концепцию обратно на «музыкальную». В этот момент на его «старых» частотах (в том числе всех аналоговых эфирных) появился новый канал «Ю»[7]. А с декабря того же года «Муз-ТВ» стал снова эфирным, получив позицию во втором мультиплексе[1].

С 1996 по 2012 год учредителем и вещателем телеканала являлось ЗАО «ТВ Сервис»[8], а с 2012 года им выступает ООО «Муз-ТВ Операционная компания»[9].

Телеканал начал вещание 1 мая 1996 года. Изначально он был основан скорее в политических, чем в развлекательных целях. Перед новыми президентскими выборами телеканал был переполнен призывами голосовать за Ельцина: «Голосуй, или проиграешь»[10][11]. В рамках этой акции с 1 мая по 1 июля 1996 года распространялся по сети вещания «Пятого канала»[12] с его логотипом в России в утреннее (с 8:00 до 12:55) и ночное время (с 1:00 до 3:00). «Муз-ТВ» изначально являлся сугубо музыкальным телеканалом[13], но со временем, в начале-середине 2000-х годов значительно расширил рамки эфира, добавив в сетку вещания разнообразные программы развлекательного характера, не имеющие отношения к музыке[14][15].

В начальный период работы, помимо музыкальных клипов, эфир телеканала «Муз-ТВ» включал в себя программу «Клипомания» и музыкальные программы из блока «MTV Europe»[16], впоследствии прекратившие существование[17]. Основой эфира телеканала была программа «Наше», в которой показывались, по утверждению её авторов, «самые свежие, самые модные и самые зажигательные клипы российских исполнителей»[18]. Кроме этого, в эфире транслировалась часть личной коллекции видеоклипов продюсера Бориса Зосимова, которые продолжали показывать на «Муз-ТВ» даже тогда, когда их владелец уже работал на конкурирующем канале[19], а также (в больших количествах, с конца 1990-х по середину 2000-х и в конце 2000-х годов) — российские музыкальные клипы, за показ которых были заплачены деньги[20][21].

В те годы телеканал принадлежал структурам Сергея Лисовского (Premier SV, Rise LIS’S). С лета 1998 года 70 % акций Муз-ТВ принадлежали холдингу «Альфа-ТВ» с участием «Альфа-банка» (25 %), агентства Premier SV (25 %) и Story First Communications (50 %)[22]. Агентство Premier SV также осуществляло продажу рекламного времени на канале[23].