Макурия


Маку́рия (предпол. древненуб. ⲇⲱⲧⲁⲩⲟ, греч. Μακογρια, араб. مقرة‎) — древнее царство на территории современного Северного Судана и Южного Египта. Относится к группе нубийских государств, возникших в бассейне Нила спустя несколько веков после падения царства Куш.

Макурия занимала территорию от третьего до пятого или шестого порога Нила. Столицей Макурии был город Донгола (находился в 80 км от ныне существующего суданского города Донгола).

В VI веке Макурия приняла христианство, однако в VII веке, после исламского завоевания Египта, оказалась отрезана от остального христианского мира. Вторжение арабов в 651 году окончилось неудачей и нубийские государства сохранили независимость примерно до XIV века. При этом в период с 750 по 1150 годы между Макурией и Египтом сохранялся мир. Макурия расширилась, присоединив своего северного соседа Нобатию в VII веке, а также сохранив тесные династические связи с царством Алва на юге. Период с IX по XI век стал пиком культурного развития Макурии: были возведены новые монументальные здания, процветали такие виды искусства, как настенная живопись и тонко обработанная и украшенная керамика, а нубийский язык стал преобладающим письменным языком.

Усиление агрессии со стороны Египта, внутренние раздоры, набеги бедуинов и, возможно, чума и изменение торговых путей привели к упадку государства в XIII и XIV веках. Из-за гражданской войны в 1365 году царство потеряло большую часть своих южных территорий, включая Донголу. Государство исчезло к 1560-м годам, когда османы заняли нижнюю Нубию. Впоследствии Нубия была исламизирована, а нубийцы, жившие выше по течению от Эль-Деббы и в Кордофане, были ещё и арабизированы.

Макурия гораздо лучше известна, чем соседняя Алва (Алодия) на юге, но существует всё ещё много пробелов в знаниях об этой стране. Самый важный источник для истории области — различные арабские путешественники и историки, которые прошли через Нубию в течение этого периода. Эти сообщения часто проблематичны, так как многие арабские писатели были предвзяты по отношению к своим христианским соседям. Эти работы в основном посвящены только военным конфликтам между Египтом и Нубией[1]. Исключением является Ибн Селим Эль-Асвани, египетский дипломат, который отправился в Донголу, когда Мукурра находилась на пике своего могущества в X-м веке и оставил подробный отчет о своей поездке[2].