Гидрографические суда типа «Океан»


Гидрографические суда типа «Океан» — серия из трёх судов, построенных на заводе № 194 имени Андре Марти в Ленинграде.

К разработке гидрографических судов приступили в Ленинградском КБ «Судопроект». За основу был взят построенный на верфях Гендерсон и К° в Глазго пароход ледокольного типа «Георгий Седов». Первоначально проект так и носил название «Седов», по имени судна, позже проект получил название «Океан». При проектировании был обобщён опыт работы не только прототипа, но и особенности плавания ледокол-пароходов «Таймыр» и «Вайгач»[3].

Руководителем проекта был назначен Ногид Л. М., главным строителем — Гольденберг Л. С. Главными конструкторами стали Боханевич К. И. (корпус), Горбунов Б. А. (котлы), Титов П. И. (механическая часть), контроль от Регистра СССР осуществлял Путов Н. Е., а ответственными сдатчиками стали Довжиков Е. Д. («Мурман») и Зуль В. Г. («Океан» и «Охотск»)[1][3].

3 января 1936 года строящимся судам были присвоены имена «Океан», «Охотск» и «Мурман»[3]. Суда этого проекта стали самыми большими по водоизмещению гидрографическими судами ледового плавания того периода[1]. Они предназначались для обслуживания навигационного оборудования и проведения гидрографических работ в открытых морях. Район плавания — Баренцево, Карское, Белое, Охотское, Восточно-Сибирское и Японское моря[3].

Корпус состоял из 14 секций, для монтажа которых использовалась электросварка, а наружная обшивка крепилась с помощью клёпок. Также корпус был снабжён ледовым поясом, толщина которого составляла от 16 мм у миделя до 22 мм у носа судна. На судне имелась 31 каюта, где размещались 109 человек, из которых 79 — члены экипажа и гидрографической экспедиции[1].

Паровая машина тройного расширения и котлы «шотландского» типа с пароперегревателем системы Шмидта изготовлялась на заводе им. Андре Марти, а топки — на Кировском заводе[4]. Температура рабочего пара — 300 °C.