Муслим ибн аль-Хаджжадж


Асакир-ад-дин Абу́-ль-Хусе́йн Му́слим ибн аль-Хаджжа́дж ан-Найсабу́ри, более известен как Има́м Му́слим (араб. إمام مسلم‎; 821, Нишапур — 875, Нишапур) — исламский богослов, хадисовед и правовед. Автор одного из самых авторитетных сборников хадисов — Сахих МуслимПерейти к разделу «#Сахих Муслим». Занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам. Посетил Ирак, Сирию, Египет, ХиджазПерейти к разделу «#Биография». Обучался у имама аль-Бухари, Ахмада ибн Ханбаля и других богословов. Был учителем у имама ат-Тирмизи, Ибн Хузаймы, Абу Хатима ар-Рази и других богослововПерейти к разделу «#Образование». Составил около двух десятков книг, большинство из которых затрагивают науку о хадисах и их передатчикахПерейти к разделу «#Библиография».

Его более полное имя: Асакир-ад-дин Абу-ль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим ибн Вард ибн Кавшаз аль-Кушайри ан-Найсабури[4]. Историки расходятся в определении даты его рождения. Называется 202 год хиджры (817/818)[5][6], 204 г. х. (819/820)[4][7], или 206 г. х. (821/822)[8][5][6]. Он родился в Нишапуре, провинции Хорасан на территории современного северо-восточного Ирана[9].

Нисба аль-Кушайри указывает на принадлежность к племени Бану Кушайр[10]. По одним данным Муслим происходил из этого племени[11], а его предки прибыли в Персию во время Арабского завоевания и занимали высокие государственные посты[12]. По другим данным он был персом возможно, а его предок был вольноотпущенником кушайритов или принял ислам от кушайритов[7].

С ранних лет Муслим начал изучать хадисы под руководством своего отца, который уделял большое внимание воспитанию и образованию сына. Он также обучался у известных богословов Нишапура (Исхак ибн Рахавейх и др.), Бухары и Самарканда[13]. В последующие годы, для изучения и сбора хадисов пророка Мухаммеда, он отправляется в страны Ближнего Востока — Ирак, Сирия, Египет, Хиджаз (зап. Аравия)[14][15].

Муслим ибн аль-Хаджжадж занимался торговлей и располагал достаточными средствами для того, чтобы полностью посвятить себя сбору хадисов, путешествиям по разным городам[9]. В возрасте четырнадцати лет совершил паломничество в Мекку. Находясь в Хиджазе, он встретился с Исмаилом ибн Абу Увайсом (ум. 841-2), Саидом ибн Мансуром (ум. 842) и другими авторитетными местными мухаддисами. Исмаил ибн Абу Увайс считается спорным передатчиком, так как однажды он признался, что устроил диспут между мединскими учеными с помощью сфабрикованных хадисов[16].

В исламских источниках указывается, что он просмотрел 300 тысяч хадисов, из которых счёл достоверными лишь 12 тысяч[17]. Он обладал отличной памятью[12]. После завершения своей учёбы осел в Нишапуре, где и провёл всю оставшуюся жизнь, обучая людей хадисам. Несколько раз посещал Багдад. Последний визит он совершил за два года до своей смерти[12].