Мухаммад Худабенде


Мухаммад Худабенде (Мухаммад Раб божий) был сыном шаха Тахмаспа I. От рождения обладал слабым здоровьем, отличался кротостью и плохим зрением. Был воспитан кызылбашским племенем Текели[1]. В 1571—1577 годах служил губернатором в провинции Фарс. В 1577 году его предшественник, шах Исмаил II (1576-77 гг.), чья чрезмерная свирепость вызвала возмущение в правящих кругах, был отравлен. Персидский трон оказался свободен. Ко власти в Сефевидской империи пришёл Мухаммед Худабенде. В период его правления эшикагасыбаши (хранитель дворца) были[2]:

Эмирам кызылбашских племен, уставшим от самодурства Исмаила II, был необходим тихий и малодушный глава; их выбор пал на брата Исмаила — Мухаммада Худабенде. В 1577 году они провозгласили его шахом. Однако неожиданным препятствием всевластию эмиров стала жена Мухаммада, энергичная и властная Хейр ан-Ниса-бегим, которая принимала за него все решения. Сразу после коронации, произошедшей в феврале 1578 года, она приказала казнить сестру своего мужа, Перихан-ханум, в которой совершенно оправданно видела соперницу (известна роль, которую та сыграла как в воцарении Исмаила II, так и в его убийстве). Кроме того, по её повелению был казнен годовалый сын Исмаила II, Шахшуджа. Хейр ан-Ниса-бегим приняла на себя всю полноту шахской власти, вела все важные государственные дела, а её безвольный муж распорядился, чтобы её печать ставилась на обороте шахских указов и грамот над печатью визиря.

Тем не менее, на местах власть кызылбашских эмиров была бесконтрольной. Страна была фактически поделена главами кызылыбашей на сферы влияния, они мало считались с центром, и управляли областями по своему усмотрению. Мухаммад Худабенде был формальным шахом, не имевшим практически никакой власти. Судя по всему, он всячески старался умилостивить эмиров, раздавая им деньги из казны. Историк Искандер Мунши сообщает, что шах «открыл дверцы» государственной казны и «достиг предела расточительности». По его приказу визирь Мирза Салман за год или два выдавал ссуды эмирам. Многие гвардейцы около десяти лет не имевшие жалованья, теперь получили всё сполна. В стране расцвело взяточничество. Кызылбашские племена при попустительстве своих предводителей поднялись против власти и, взятками ублажая визирей и столпов государства, добивались всего, чего хотели. Кызылбаши стали мало считаться с интересами государства и веры, и вскоре казна была опустошена. Из неё исчезли даже драгоценные камни, добытые в копях за последние 15 лет.