Кызылбаши


Кызылбаши, кизильбаши (от тюркск. «красноголовые», азерб. Qızılbaş, перс. قزلباش‎ [Qizilbāsh], тур. Kızılbaş) — первоначально объединение туркоманских кочевых племён устаджлы, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели, каджар и других[1], говоривших на азербайджанском языке[2][3][4][5][6][7]. Позднее кызылбашами стали обозначать всех подданных Сефевидского государства, независимо от их этнической принадлежности (у турок термин стал употребляться лишь в отношении персов)[8].

В настоящее время под названием «кызылбаши» известна этническая группа в Афганистане. В Турции под термином «кызылбаши» (алеви) известны приверженцы крайней шиитской секты али-илахи, к которым относятся племена юрюков, часть туркмен и частично курды (племена белликан, милан, балашагхи, курешли, кочкири)[9].

Племена тюрков-огузов между XI и XV веками расселились на широком пространстве Малой Азии, Армянского нагорья, Сирии, Азербайджана и Ирана; часть их входила в племенные объединения Кара Коюнлу и Ак Коюнлу. Они подпали под влияние суфийского ордена «Сефевие», чьи шейхи имели резиденцию в Ардебиле, но не имели светской власти, так как владетелями Ардебиля были эмиры из тюркского племени джагирлу. Изначально в союзе было семь огузских племён, признавших себя мюридами сефевидского шейха: шамлы, румлу, устаджлы, текели, афшар, каджар, зулькадар; но в XV веке упоминаются также и другие тюркские племена, примкнувшие к Сефевидам: баят, караманлы, байбуртлу и другие. Кызылбаши давали обет верности своим шейхам[10]. У них был даже собственный клич на азербайджанском языке: «Qurban olduğum, sədəqə olduğum pirim, mürşidim» («О мой духовный наставник и учитель, жертвой которого я являюсь»)[11][12][13][14][15]. Влияние воинственных тюркских племён изменило характер ордена. Жан Обен приводит текст, где говорится, что в братстве кызылбашей «не было ни твоего, ни моего, а ели они всё, что имели, сообща»[16]. Кызылбаши брили бороды, отпускали длинные азербайджанские усы, а на бритой голове оставляли чуб[10]. Со слов агента Московской компании Лайонеля Плэмтри, побывавшего в Сефевидской империи в 1568—1574 годах, длина чуба могла достигать 2 футов (~ 61 см), а её обладатели верили в то что с помощью него они легче перенесутся на небо, когда умрут[17].