Кара-Коюнлу


Кара́-Коюнлу́тюрк. — «чернобаранные» по изображению на знамени тамги кара-коюн; азерб. Qaraqoyunlular قاراقویونلولار‎; перс. قره قویونلو‎) — объединение (племенная конфедерация) огузских тюркских кочевых племён во главе с шиитской туркоманской[10][11][12][13] династией из огузского рода Ивэ, а также созданное ими одноимённое государство, существовавшее в XIVXV веках в Передней Азии, на территории современных Азербайджана, Армении, Ирака, северо-западного Ирана и восточной Турции[14].

Рядом исследователей огузское наречие Кара-Коюнлу связывается с азербайджанским языком. Так, например, Фарук Сюмер отмечал, что восточноогузский диалект, на котором говорили Кара-Коюнлу, сегодня называется азербайджанским языком[15], Мухсин Бехрамнежад называет азербайджанский язык наследием, доставшимся от туркоманских племен Кара-Коюнлу[16]. Султан Кара-Коюнлу в 1435—1467 Джаханшах является общепризнанным представителем азербайджанской поэзии[15][17][18][19].

Правящий род происходил из огузского рода Ивэ, племени Бахарлы[20] который к XIV веку владел территориями севернее озера Ван и в окрестностях Мосула, в Северном Ираке[21]. Племенами, входившими в состав Кара-Коюнлу, помимо Бахарлы, были Саадлу, Караманлу, Алпаут, Духарлу, Джагирлиу, Хаджилу, Агач-эри, Чакирли, Айынлы, Дёгеры и Байрамлы[22][23]. Согласно Фаруку Сумеру, племя Кара-Коюнлу, несомненно, было подплеменем (оба) огузов, и утверждение Владимира Минорского о том, что это подплемя принадлежало роду ивэ, вероятно, верно[24].

Некоторые западные путешественники и османские географы называли Восточную Анатолию в период Кара-Коюнлу «Туркоманией»[25]. Туркмены племени Духарлу, входившие в состав конфедерации Кара-Коюнлу, впервые упоминаются в хронике Михаила Панаретоса. Племена Кара-Коюнлу были вынуждены переселиться в Переднюю Азию из Центральной Азии из-за монгольского нашествия, о чём свидетельствует легендарное предание о Кара-Коюнлу[26]. Ведущими среди них являлись Бахарлу и Саадлу. Изначально пришельцы были расселены по верхнему Евфрату и Тигру, где после опустошительных походов Чингиз-хана освободилось достаточно места для новых жителей[12].

Первоначально правители Кара-Коюнлу были вассалами Джалаиридов, пока в 1382 году Абу Наср Кара-Мухаммад, сын Байрама Ходжи-бека (одного из эмиров Джалаирида Шейха Увейса), не объявил свою независимость сосредоточил свои силы в Тебризе и Восточной Анатолии. Таким образом, Кара-Мухамедом (13801389 гг.) было основано правление племенного союза Кара-Коюнлу, которое во многом было схожим с правлением Джалаиридов и сохраняло традиции и связи, восходящие к временам Ильханата[21]. После Кара-Мухаммада правителем Кара-Коюнлу стал Кара-Юсуф, который правил с 1395 по 1403 год и с 1406 по 1420 год.