Сефевие


Сефевие́ (Сефевия, Сафавийа; перс. صفویه‎‎) — суфийский тарикат (духовный орден), основанный Сефи ад-Дином в начале XIV века. Позднее духовные лидеры тариката из династии Сефевидов правили Персией в 1501—1722 годах.

Шейх Сефи ад-Дин Исхак (1252—1334) из города Ардебиль, расположенного в Иранском Азербайджане, после смерти своего учителя Захида Гилани в 1301 году возглавил основанный им тарикат захидия[1], который позднее стал известен как орден сефевие. Сефи ад-Дин был суннитом, последователем шафиитского мазхаба[2]. Вероятнее всего, он был курдом[3] по происхождению (также существует мнение об азербайджанском тюркском происхождении[4]), но при шахе Исмаиле династия Сефевидов стала претендовать на происхождение от шиитского имама Мусы аль-Казима[5], потомка исламского пророка Мухаммеда.

После смерти основателя бразды правления орденом перешли в руки его потомков, которые продолжили усиливать влияние сефевие в условиях политической нестабильности в регионе. Их опорой стали туркменские племена известные как «кызылбаши»[5] («красноголовые»). Вероятно, первые отношения со слегка исламизированными туркменами были установлены с целью обращения их в свою веру[6]. Несмотря на общее название, эти полукочевые племена были различного происхождения. Наиболее значительными из них были шамлу, устаджлу, текелю, румлу и зулькадар, которые переселились с территории Сирии и Анатолии[5].

Во времена Сефи ад-Дин и его сына Садр ад-Дина[en] (ум. 1391 или 1392) религиозные убеждения сефевие, по-видимому, были суннитскими. Переход к шиизму состоялся в период правления Ходжи Али[en] (ум. 1427), внука основателя тариката[5]. По мнению Петрушевского, это произошло ещё при Садр ад-Дине, в числе последователей которого числился явный шиит, поэт Касим аль-Анвар[7]. Переход состоялся под влиянием туркменских племён, которые исповедовали одну из популярных ветвей шиизма, но система верований сефевие имела мало общего с ортодоксальным двунадесятническим шиизмом[5].

Со второй половины XV века шейхи сефевие превратились в крупных феодалов и стали активно участвовать в междоусобной войне за гегемонию в Азербайджане[8]. При шейхе Джунейде (годы правления: 1447—1460) орден стал более военизированным, с уклоном в сторону «крайнего» шиизма (гулат). Их верования наполнились элементами шаманизма и анимизма, в том числе и верой в переселение душ. Шейх Джунейд, ставший первым главой сефевие, принявшим титул султана[1], был убит в 1460 году во время похода в Ширван. Его сын Хайдар стал духовным лидером тариката сефевие в 1471 или 1472 году. Он возглавил несколько походов в Дагестан и во время третьего похода в 1488 году его войска были окружены у крепости Байкирд в Табасаране, а сам Хайдар пал в бою с войсками Ширваншахов и Ак-Коюнлу[9].