Мухаммад III Аламутский


Ала́ ад-Ди́н Муха́ммад III (12111255), более известный как Ала́ ад-Ди́н — сын Джалал ад-Дина Хасана III и 26-й исмаилитский-низаритский имам.

Правил с 1221 по 1255 год[1]. Его видение терпимости, инклюзивности и плюрализма было редким и ярким примером для того времени. Правление Ала ад-Дина стало свидетелем начала монгольских опустошений Персии и восточного исламского мира[2]. Он был убит при подозрительных обстоятельствах, и в 1255 году ему наследовал его старший сын Рукн ад-Дин Хуршах[2].

Ала ад-Дин Мухаммад или Мухаммад III родился в 609/1213 году. Он наследовал своему отцу в возрасте 9 лет. Управление государственными делами осуществлялось его одарённой матерью в течение примерно шести лет, что стало первым случаем, когда женщина управляла Аламутом. Период в шесть лет (с 618/1221 по 624/1227) был очень мирным в Аламуте, за это время мать имама, по-видимому, свергла многих неспособных правителей в Рудбаре и Кухистане. Похоже, что некоторые губернаторы и чиновники злоупотребляли своими полномочиями в тот период. В 624/1227 году Ала ад-Дин Мухаммад принял власть после смерти своей матери в возрасте 15 или 16 лет и жестоко расправился с лицами, злоупотреблявшими властью. Большинство из них отвернулись от него и уехали жить в Казвин. Чтобы скрыть историю своих просчётов, они начали распространять слухи против имама с горьким сарказмом. Некоторые из них продолжали распространять информацию о том, что мозг Ала ад-Дина Мухаммада был поражён за несколько месяцев до 624/1227 года, когда врач оперировал его, что привело к потере избытка крови. Однако очень скоро оппозиция была преодолена. При правлении Мухаммада III суннитский конформизм, инициированный его отцом, постепенно и незаметно был обращён вспять[3], и его община всё чаще открыто считала себя шиитами-исмаилитами[4][5].

Имам Ала ад-Дин Мухаммад был уважаемым учёным, изучавшим духовные, философские и юридические науки, он был хорошо известен своими мистическими высказываниями, которые отражали его глубокие знания. Он основал специальную школу для обучения да’и правильным принципам приглашения людей в низаритский-исмаилитский ислам. Он является автором основополагающей Конституции для низаритов-исмаилитов под названием «Мюриды». Один из даи, Шамс ад-Дин ибн Ахмад ибн Якуб аль-Таййиби констатировал, что трактат назван «Конституция и призыв верующих к посещению» было передано ему даи Насир ад-Дином ат-Туси, который получил её непосредственно от Ала ад-Дина Мухаммада[6].

Ала ад-Дин уделял особое внимание учёным дискуссиям и диспутам, которые проходили в Аламуте. Он отводил один день в неделю философским и доктринальным дебатам между даи, направляя их оттачивать свои навыки диалектических дебатов, предлагая педагогические приёмы и аргументацию, которые сделали их очень опытными в диалектических дискуссиях и аргументах[7].