Мэрилин в образе Мао


«Мэрилин в образе Мао» (англ. Marilyn as Mao), или «Мэрилин/Мао» (англ. Marilyn/Mao), — фотомонтаж, созданный американским фотографом латышско-еврейского происхождения Филиппом Халсманом в 1952 году, позже — яркий художественный образ, использованный многими известными деятелями изобразительного искусства, среди которых Сальвадор Дали, китайские художники Юй Юхань и Хуа Цзимин.

Американская актриса и модель Мэрилин Монро к 1952 году уверенно шла к пику своей карьеры. Она заключила семилетний контракт с киностудией «20th Century Fox» в декабре 1950 года, спустя год она стала играть главные роли в фильмах этой студии. Вскоре она была признана «самой молодой кассовой актрисой» Голливудской ассоциацией иностранной прессы[1]. Монро преподносила себя в качестве нового секс-символа: рассказала в интервью, что в 1949 году позировала обнажённой для фотографий, носила откровенное платье, пресса сообщала, что она обычно не носит нижнего белья[2]. В 1952 года она сыграла в драме Фрица Ланга «Стычка в ночи» и триллере «Можно входить без стука», где исполнила роль душевнобольной няни[3]. Три другие фильма-комедии 1952 года эксплуатировали её сексуальную привлекательность: «Мы не женаты!»[4], «Мартышкин труд» (режиссёр Говард Хоукс), «Вождь краснокожих и другие…» (1952)[5]. Мао Цзэдун сосредоточил к 1952 году в своих руках должности Председателя ЦК КПК и Председателя Центрального военного совета КНР, Председателя Народного политического консультативного совета Китая, он являлся в глазах западного обывателя символом необъятной власти, сосредоточенной в одних руках, нового социалистического Китая и проводимых в стране преобразований.