Мяртин, Маркко


Ма́ркко Мя́ртин[2] (эст. Markko Märtin; род. 10 ноября 1975[1], Тарту) — эстонский автогонщик, наиболее известный по своим выступлениям в ралли. Бронзовый призёр чемпионата мира по ралли 2004 года.

Маркко — первый гонщик с постсоветского пространства, которому удалось выиграть этапы чемпионата мира по ралли в абсолютном зачёте, и стать призёром мирового первенства по итогам сезона.

Маркко из раллийной семьи: уже в детстве вместе с отцом он регулярно посещал различные региональные соревнования и не только наблюдал за гонками со стороны, но и наблюдал за миром подобных чемпионатов изнутри, периодически даже путешествуя по спецучастками в машинах тех. помощи. Однако до восемнадцати лет, дабы не вступать в конфликт с местным законодательством, семья не допускала самого Мяртина-младшего до участия в ралли[3].

Маркко дебютировал в ралли в 1994 году на переделанной Lada Samara своего дяди. Вместе с Роби Яанусом он достаточно быстро смог на равных бороться с лидерами своей категории в национальных состязаниях, уже к концу второго сезона став чемпионом Эстонии. Почувствовав всё более сильное желание связать с ралли свою жизнь, эстонец в 1996 году находит возможность купить более конкурентную технику, приобретя Ford Escort. Этот автомобиль позволяет эстонцу прибавить в скорости и несколько раз финишировать на подиуме в абсолютном зачёте на национальных стартах. Отсутствие сколько-нибудь серьёзных аварий в этот период позволило Мартину перепродать в конце сезона эту технику с 20% выгодой.

В следующие пару лет Маркко вместе с Тоомасом Китсингом участвует в различных североевропейских стартах, пилотируя модификации Toyota Celica. В этот период растёт профессиональный уровень Мартина как пилота, а постепенно всё более растущие результаты позволяют ему иметь стабильную спонсорскую поддержку и принимать участие во всё более престижных гонках: в августе 1997 года эстонец дебютирует в WRC, приняв участие в ралли Финляндии. Соревнование не удалось завершить из-за некстати отказавшей КПП.

В следующие несколько лет Маркко всё чаще участвует в чемпионате мира: в 1999 году ему впервые удаётся получить машину, подготовленную по регламенту World Rally Car, и уже на втором ралли — в Швеции — привести её на восьмое место в абсолюте, опередив нескольких пилотов заводских команд. Быстрый новичок со стабильной спонсорской поддержкой заинтересовывает представителей спортивной программы Toyota, которые соглашаются предоставить эстонцу свою машину вместе с технической поддержкой на соревнованиях. В начале 2000 года происходит ещё одно важное изменение в карьере Мартина: вместо многочисленных соотечественников место его штурмана занимает британец Майкл Парк. Новый альянс быстро стал показывать неплохие результаты