Мятежи в Спитхеде и Норе


Мятежи в Спитхеде и Норе (англ. Spithead and Nore mutinies) — два крупнейших мятежа по количеству участников в Королевском военно-морском флоте Великобритании, произошедшие в 1797. Были также меньшие по масштабу волнения на кораблях в других местах в том же году. Мятежи были потенциально опасны для Королевства, так как в то время страна была в состоянии войны с революционным правительством Франции. Были также опасения среди ряда представителей британского правящего класса, что мятежи могли стать началом более мощного восстания, аналогичного Великой французской революции.

Мятеж в Спитхеде (стоянке кораблей около Портсмута) продолжался с 15 апреля по 16 мая 1797. 15 апреля моряки на 16 кораблях Флота Канала под командованием адмирала Александра Худа отказались выйти в море, а 17-го представили список своих «обид» (англ. grievances).[1] Они протестовали против условий жизни на борту кораблей Королевского Флота и требовали повышения жалования (которое к тому же многим задерживали). Штабом восстания стал флагманский HMS Queen Charlotte.

Размеры жалования моряков были установлены в 1653, и из-за стабильного уровня заработной платы и цен, его уровень оставался справедливым до Семилетней войны, за 40 лет до описываемых событий; однако, высокая инфляция в течение предыдущих десятилетий XVIII века резко снизила реальную величину жалования. В то же время практика обшивки днищ кораблей медью, начатая в 1761, позволила британским военным кораблям намного реже заходить в порты для очистки корпуса. В результате британские корабли стали находиться в море значительно больше, что сделало профессию моряка намного сложнее и тяжелее. Руководство Королевского флота не придавало значения повышению жалования и улучшению условий труда моряков, не понимая их влияния на экипажи кораблей. Кроме того, введённая в 1795 году актом Парламента система квот при наборе привела к тому, что к службе на флоте было привлечено большое количество неподготовленных сухопутных людей не лучшего качества, часто мелких преступников или люмпенов, которые плохо находили общий язык с профессиональными моряками (добровольцами или наёмными), что также было фактором, приведшим к недовольству среди экипажей кораблей. Если добавить к этому практически полное отсутствие схода на берег (что неудивительно на флоте, где процветало дезертирство), и относительное бездействие в период дальней блокады, мятеж был почти неизбежен.