Мёртвый Христос в гробу


«Мёртвый Христос в гробу» — картина художника Ганса Гольбейна Mладшего. Известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто[1] (см. Христос во гробе).

История написания картины неизвестна. Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну цифру «I» в дате, что уже обозначает 1522 год[1]. Существует предположение, что картина была создана в качестве пределлы — вытянутой по горизонтали нижней части алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели[2]. Поэтому М. Я. Либман счёл возможным утверждать, что картина восходит к старинным византийским эпитафиой (плащаницам), связанным с пасхальной литургией. Такого рода образы встречаются в венецианском искусстве вплоть до XVI века[3]. Считается также, что Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна[2]. Первое упоминание картины имеется в описи 1586 года.

«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна[2]. Обычно мёртвый Христос изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).

Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна[2]. Однако существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффектнее сделать Воскресение[1].

Фёдор Достоевский, увидев картину на выставке в Базеле в 1867 году, был поражён тем, как на ней был изображён Христос. Его жена, Анна Григорьевна, вспоминала: