Навоз


Наво́з — органическое удобрение, состоящее из экскрементов сельскохозяйственных животных[1][2], при этом в Большой российской энциклопедии (2022) навоз определяется как органическое удобрение из твёрдых и жидких экскрементов[1], а в 3-м издании Большой советской энциклопедии (1974) говорится лишь о твёрдых выделениях сельхозживотных[2].

Обладает характерным запахом и консистенцией. Получается в результате ферментативной и микробиологической переработки организмом животного фуража и других кормов. Помимо использования в качестве удобрения, навоз применяется для производства биогаза, в качестве биотоплива в теплицах, для производства бумаги, в строительных целях, как топливо для обогрева жилых помещений.

«Навоз» — слово собственно русское, отмечаемое в документах с XVI века. Является безаффиксным производным от глагола «навозити» (от «возить»), то есть, буквально, — «то, что привозится»[3].

Современная технология навозоудаления при содержании сельскохозяйственных животных обычно заключается в транспортировке навоза из помещений, в которых они содержатся, сначала в поперечный канал, затем в навозосборник (место временного хранения навоза, — например, приямок), затем — в мобильные транспортные средства, с помощью которых навоз доставляется в специальное сооружение для его хранения — навозохранилище. Выгрузка навоза из навозосборника в транспортные средства может осуществляться различными механизмами: ковшовыми навозопогрузчиками типа НПК (например, НПК-30)[4], помощью скипового навозопогрузчика типа ОН (например, ОН-4)[5], наклонными скребковыми транспортёрами типа ТСН (например, ТСН-160 и ТСН-2Б), наклонными загрузчиками шнекового типа[4].

Используемые системы навозоудаления, особенно на фермах крупного рогатого скота, нередко работают малоэффективно и неспособны обеспечить высокую надёжность технологических процессов[6]. Связано это в первую очередь с тем, что некоторые виды применяемого оборудования могут эффективно работать только с таким транспортируемым навозом, относительная влажность которого находятся в узком диапазоне величин. Транспортёры типа ТСН-160 и ТСН-2Б хорошо справляются с выгрузкой лишь твёрдого навоза, при работе с жидким навозом их эффективность близка к нулю. Навозопогрузчики типа НПК-30 эффективны лишь при работе с навозом средней влажности; если же навоз разжижен водой либо, наоборот, слишком густой, их эффективность резко снижается[4].