Навсикая


Навсика́я, Навзика́я (др.-греч. Ναυσικάα или Ναυσικᾶ, букв. перевод имени — «сжигающая корабли»)[4] — в древнегреческой мифологии царевна феаков, прекрасная дочь царя Алкиноя и царицы Ареты[5], героиня поэмы Гомера «Одиссея», спасительница главного героя[6].

Согласно «Одиссее», во сне к Навсикае в образе её подруги явилась богиня Афина и, укоряя царевну в том, что она в ожидании своего скорого замужества не заботится о свадебных одеждах, поторопила ехать скорее на берег стирать их. Утром Навсикая под впечатлением от сна снаряжает колесницу и в сопровождении девушек-служанок отправляется к устью реки на берег моря. Там, когда девушки, покончив со стиркой одежд, тешились игрой в мяч, к ним вышел Одиссей, потерпевший накануне кораблекрушение (по пути с острова Калипсо)[7][8][9]. Юная царевна поражает царя Итаки своей красотой и рассудительностью, и он обращается к ней с речью. Её стройный девичий стан Одиссей сравнивает с пальмой. Навсикая даёт ему одежду и, накормив, ведёт за собой в город, в царский дворец. Навсикае и её отцу приглянулся Одиссей, однако он стремится на родную Итаку. Феаки содействуют его отъезду. Перед расставанием Навсикая просит Одиссея: «Помни меня: ты спасением встрече со мною обязан»[9][10].

Гомер описывает, как Навсикая с подругами играют в мяч[11]. Согласно керкирской исследовательнице эпохи эллинизма Агаллиде, Навсикая и изобрела эту игру (фенинду, позднее гарпастон, аналог современного гандбола с элементами регби)[12].

В позднеантичной версии, согласно Гелланику и «Итакийской политии» Аристотеля, в дальнейшем Навсикая стала женой сына Одиссея Телемаха[13] и родила от него сына Персепола[9].

Действующее лицо трагедии Софокла «Навсикая, или Прачки» (фр. 439—440 Радт), комедий Евбула и Филиллия «Навсикая».

«Навсикая в одиночестве» (1963), сцена для сопрано, хора и оркестра шведского композитора Ингвара Натанаэля Лидхольма  (англ.) (1921—2017) на либретто Эйвинда Йонсона[14].