Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации


Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации — избирательная методика, лежащая в основе процедуры выборов главы региональной исполнительной власти. Непосредственно процедура осуществлялась законодательными (представительными) органами субъекта Федерации по представлению президента России.

Предшественницей этой избирательной методики была система выборов глав субъектов России, действовавшая с 1996 по 2004 год. Выборы проводились с периодичностью, как правило, 4—5 лет. Порядок проведения выборов регулировался как федеральными, так и региональными законами.

Указанный порядок замещения высших государственных должностей в регионах России был введён в конце 2004 года по инициативе президента Российской Федерации В. В. Путина.

Выступая 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства России, Путин объявил о намерении внести ряд принципиальных изменений в избирательное законодательство. Поводом для этого решения послужил теракт в Беслане[1]. Путин предложил изменить порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации — перейти от избрания их на прямых выборах к утверждению в должности решениями законодательных органов по представлению президента. Своё предложение по выработке нового механизма формирования высшей исполнительной власти в регионах он объяснил необходимостью модернизации региональной избирательной системы по принципам, идентичным принципам образования федеральных органов власти[2].

В Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был внесён целый ряд норм, устанавливающих новые правила региональных выборов. Впоследствии решением Конституционного суда России было подтверждено, что новые нормы не противоречат положениям иных актов российского избирательного законодательства[3][4]. В итоговом постановлении КС РФ указано, что право президента представлять кандидатуру на должность главы субъекта РФ «не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей и принципа федерализма».

Все назначенные до вступления в силу нового закона выборы глав субъектов были проведены согласно прежнему законодательству. Вместе с тем в закон была внесена норма, согласно которой глава региона, избранный до вступления в силу закона, вправе до истечения срока полномочий поставить перед президентом страны вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий[5]. 12 декабря 2004 года Федеральный закон, одобренный обеими палатами парламента России, был подписан Путиным и вступил в силу.